С появлением первых цивилизаций головные уборы превратились из обязательного элемента гардероба в атрибут власти. Ещё правители додинастического Египта венчали свои головы коронами, а основатель первой династии фараонов Менес объединил две короны в одну — она получила название пшент и символизировала его власть над Нижним и Верхним Египтом.
Считается, что первая шляпа — петасос — появилась в Древней Греции. Делали её, как правило, из соломы, а носили преимущественно крестьяне и путешественники. Недаром в петасосе обычно изображали посланца богов Гермеса.
И всё же основной функцией головных уборов оставалась защита — естественно, не только от дождя, жары и прочих капризов природы, но и от намеренного членовредительства. Древнейшие шлемы, дошедшие до наших дней, были обнаружены в шумерских захоронениях, датируемых третьим тысячелетием до нашей эры. Впрочем, амуницию из драгоценных металлов могла себе позволить лишь знать, а рядовым солдатам приходилось обходиться кожаными шлемами, в лучшем случае обшитыми металлическими пластинами. Лишь с распространением железа металлические шлемы стали неотъемлемой частью экипировки воина.
Фригийский колпак стал атрибутом свободы ещё в эпоху Римской империи. О нём вновь вспомнили во времена Великой французской революции, одним из символов которой он стал. В 1792 году Людовику XVI пришлось нацепить на голову вместо короны красный колпак, чтобы показать разбушевавшемуся народу свою приверженность революционным идеям. Впрочем, этот поступок не спас незадачливого монарха от гильотины. И снова горные лыжи обратите внимание
Тюрбан — один из простейших и древнейших головных уборов — известен народам Ближнего Востока не менее пяти тысяч лет. Он представляет собой кусок материи длинной 3-8 метров, обмотанный вокруг головы. И, несмотря на кажущуюся простоту, лучшей защиты от палящих лучей солнца до сих пор не придумали.
В средневековой Европе самым популярным головным убором был капюшон. Впоследствии эта деталь одежды получила развитие: её дополнили коротким «плащиком», доходившим до плеч. Так на свет появился шаперон. В начале XIV века он обзавелся новыми декоративными элементами, превратившись в пышный головной убор, напоминающий тюрбан. Цвет шаперона часто указывал на политические взгляды его хозяина.
Многие древние народы наделяли головные уборы сакральным смыслом. Так Талмуд гласит:"Покрывай голову, чтобы всегда чувствовать страх пред Всевышним". Из-за этого ортодоксальные мужчины- иудеи постоянно носят маленькие шапочки-ермолки, а менее консервативные евреи надевают их во время молитв и посещения синагоги. У христиан другие традиции:"Господи, подобно тому, как обнажена голова моя, перед Тобой открыты грехи мои"
Ношение ермолок в католической церкви считается привилегией духовенства, причём по её цвету легко определить ранг священника — красные полагаются кардиналу, фиолетовые - епископам, и только Папа Римский имеет право носить белую ермолку.
Journal information