denis_balin (denis_balin) wrote,
denis_balin
denis_balin

Книга из-под стола

Никите Бегуну 23 года, он выпускник математико-механического факультета СПбГУ. Два года назад неожиданно для друзей и знакомых его повесть «Под столом» попала в шорт-лист премии «Дебют».

После этого Никиту сразу назвали «одним из самых талантливых молодых российских авторов». Повесть вышла отдельной книгой, которую можно приобрести в «Доме книги», «Буквоеде», заказать на Ozon.ru. Но дома у автора корреспондент Uni заметила несколько запечатанных коробок с книгами. В ответ на удивлённый взгляд Никита лишь грустно улыбается: разошлась уже половина тиража. Правда, добрую часть он, конечно же, раздарил.

Книга написана как дневник и являет собой «взгляд на современный Петербург глазами Христа ради юродивого». О родном городе Никита говорит со смаком и истинно петербуржским снобизмом. Книга не идеальна ни в плане речи, ни в плане рассуждений, но она подкупает искренностью, чуткостью, пылкостью, а главное — ярчайшим задором настоящей молодости.

Под столом создал свой идеальный мир один из второстепенных героев, потому что «под столом его никто не найдёт и не потревожит, он будет жить в гармонии с собой и существами», живущими там. Для автора же Подстолием оказалась его же книга. Он рассуждает о мире реальном и, найдя в нём множество несовершенств, создаёт мир собственный — полный мифических персонажей, образов-символов, захватывающих событий — своеобразную параллельную реальность.



Uni: Никита, ты достаточно молод для писателя, но твоя книга уже имеет определённый успех. Расскажи, с чего всё началось?

Никита Бегун: С того, что я, подражая Хармсу, писал какие-то дикие прозаические штуки — про то, как Екатерину II трахнул какой-то негритёнок — ужас, в общем. Хотя недавно перечитывал и даже смеялся, надо будет издать как-нибудь.

«Под столом» я начал писать в конце одиннадцатого класса: тогда моя жизнь сильно изменилась. Я учился в физ-мат лицее №30 и там была особая атмосфера — жесточайшая дисциплина, куча домашних заданий— юности в классическом понимании этого слова у меня не было. Большинство из нас поступили рано — по результатам олимпиад — и как будто взбесились. Все, включая мирных математических девочек, стали слушать «Гражданскую оборону», пить портвейн с пивом. Мы жили реалиями восьмидесятых годов и думали, что весь мир такой. Это и отражено в повести.

Uni: Насколько то, что описано в ней, близко к настоящей жизни?

Никита Бегун: Для меня эта книга — мир, в котором я хотел бы жить. Это тот Петербург, в котором мне было бы хорошо. Естественно, его нет, это плод моего воображения, а герои — это мои друзья, какими я бы хотел их видеть. Очень жаль, что я так и не пожил в этом мире. Реальность оказалась не такой, как хотелось.

Я мечтаю, что однажды весь Петербург прочитает мою книгу, и мы заживём той жизнью, о которой я в ней рассказал. Потому что я до сих пор уверен, что описал правильные взаимоотношения между людьми.


Uni: А почему она написана в форме дневника?

Никита Бегун: Дневник — самая простая форма подачи. К тому же изначально книга зарождалась из некоего аналога дневника.

Uni: Но твоя повесть всё же очень наивна. Будет ли она близка людям старшего поколения?

Никита Бегун: «Под столом» полезно читать людям от 16 до 22 лет. Но она нравится и многим взрослым людям.

Uni: Если сравнивать рассуждения первых дней «дневника» и последних, можно заметить огромную разницу — они чуть ли не противоречат друг другу. Порой даже кажется, что писали их разные люди: первые страницы вышли из-под пера юного мальчишки, а последние —взрослого мужчины. Как так вышло?

Никита Бегун: Во мне происходили огромные изменения по мере создания книги, ведь я закончил её лишь к концу второго курса. С «Под столом» я и взрослел, и учился писать. Например, первая часть книги переполнена отсылками к фильмам, песням, литературным произведениям. Но чем дальше, тем отсылок меньше. На самом деле, это показатель дурного вкуса. И чем старше я становился, тем лучше это понимал. В книге, которую я пишу сейчас, их нет вообще.

Uni: Через четыре года после написания тебе самому нравится эта книга?

Никита Бегун: Да. Заглядывая в будущее, я думаю, что «Под столом» долгое время будет любимой из моих книг. В первую очередь, потому что она — моя юность, в ней есть настоящий молодёжный драйв.

Я вообще очень много думал, издавать эту книгу или нет, но в итоге пришёл к выводу, что не издать её будет неблагодарностью по отношению к ней самой. Благодаря ней я рос как человек и как писатель.

Перед самым изданием я сел за правку книги, но потом решил, что даже менять ничего не буду. Это книга молодого человека. А юношеский максимализм — это в первую очередь бурление, взбалмошность.

Uni: «Дебют» помог тебе?

Никита Бегун: В «Дебют» я попал уже на пятом курсе. Его, конечно, можно ругать, но он дал мне очень многое. Но главная беда заключалась вот в чём: успех оказался кратким. Возможность публиковаться была. Я пришёл в издательство, и там мне сказали, что, чтобы выпустить свою книгу, я сначала должен написать другую — мне предложили написать новеллу по мотивам одного известного сериала (она, кстати, недавно вышла, её написал другой автор). Я их, естественно, послал куда подальше. И с этим встречаются почти все молодые авторы. В итоге моя книга вышла только благодаря помощи и везению.

Uni: Ты писатель и математик — довольно интересное сочетание. Как это уживается в тебе?

Никита Бегун: То, что я математик, безусловно, помогает писать. К тому же это удачно: нельзя же всё время писать, нужно и отвлекаться как-то. Мне кажется, гуманитарные писатели зачастую больше фокусируются на языке, нежели на смысле. Но в литературе у меня гораздо больше амбиций, чем в математике.

Uni: А современную литературу любишь?

Никита Бегун: Авангард и современную литературу я не очень понимаю и не очень люблю, это сложно читать. По-моему сейчас идеальная книга — это та, которую берёшь в руки, и она загорается. Я себя отчасти противопоставляю современному искусству. Но всё же я признаю, что веду с читателем игру в духе постмодернизма. Моя книга вообще довольно лукавая.

Uni: Что главное в литературе?

Никита Бегун: Она должна быть интересной. Книгу должно быть интересно читать, иначе это неуважение к читателю. Когда я пишу, я думаю о читателе.

Uni: То, что написано тобой отражается в мыслях читателя, а порой даже меняет его взгляды. Чувствуешь ответственность за написанное?

Никита Бегун: Я точно знаю, моя книга уже изменила к лучшему жизнь как минимум одного человека. Мне приятно, что я кому-то сделал хорошо. Но я заставляю себя не чувствовать ответственность. Чувствовать ответственность вообще очень плохо. Это мешает жить.

Uni: А что ты пишешь сейчас?

Никита Бегун: Это воспоминание о детстве. Наше поколение очень интересно изучать. За многовековую историю России мы первые, кому с детства ничего не вдалбливали — первое свободное поколение в плане идеологии. Но при этом мы росли у совершенно несчастных, сломленных родителей — людей, которых всю жизнь готовили к жизни в коммунизме, а потом в одночасье сказали, что всё было неправдой.

Ксюша Морозова

29 сентября 2011

http://iuni.ru/articles/article/?articleId=887


Subscribe
promo denis_balin april 27, 2016 07:00 197
Buy for 300 tokens
Всем привет! Сегодня опубликую стандартный пост для любого туриста, который приезжает в Петербург. Посещение такого места обязательно входит в программу. Поэтому, я понимаю, сколько они делают при этом фотографий, каждый метр таких мест кем-нибудь, да заснят. Так что, вряд ли Вы увидите в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments