Российский гастрольный экспорт, кажется, освоил уже все ключевые имена зарубежного шоу-бизнеса, и не осталось таких артистов, которые не ставят в свои графики туров Москву и Петербург...
Однако, если посмотреть чуточку внимательнее, то обнаружится внушительная батарея звезд мировой музыки, которые по разным причинам пока у нас не делали больших открытых концертов. Forbes представляет десять музыкантов, которые по разным причинам не дают в России концертов.
1. Адриано Челентано (Италия)
Он бы собрал и тридцатипятитысячный«Олимпийский», и девяностотысячные«Лужники» с легкостью, о которой Иван Охлобыстин со своей «Доктриной 77» не может и мечтать. Любое агентство, которое объявит о приезде Челентано в Россию, сорвет большой куш и станет рекордсменом по скорости продажи билетов. Потому что этого итальянца у нас знают и любят решительно все. И дремучие бабушки, помнящие его баллады и по советскому ЦТ, и мамы с папами, смотревшие цветные комедии с ним и Орнеллой Мутти в главных ролях, и молодежь — пресловутые хипстеры, для которых он может служить образцом элегантности. Он был героем советских анекдотов, символом мужественности для женщин и вальяжности для мужчин, а детям мог запомниться по фразе из мультика про блудного попугая Кешу: «Извини, старик, ко мне тут Челентано зашел».
В Москве он дал два аншлаговых концерта в 1987-м, телетрансляция которых до сих пор обеспечивает неплохие рейтинги каналу«Ностальгия». И с тех пор о его приезде в Россию не появлялось даже слухов. Не так давно в интервью он признался, что русские олигархи периодически приглашают его выступить в Сибири за баснословные деньги. Но Челентано наотрез отказывается. И крайне редко выступает даже в Италии, ограничиваясь съемками в телешоу или эпизодическим участием в . Причин его неприезда несколько. , он еще в былые годы всегда жаловался на боязнь авиаперелетов., Адриано вполне достаточно той славы и общественного внимания, что он имеет у себя на родине. , он банально стар —и не хочет выходить на сцену, вероятно, по тем же соображениям, что и Дэвид Боуи. Так зачем разочаровывать поклонников своими морщинами и остеохондрозом, когда есть блистательная запись выступления Челентано в «Олимпийском»в 1987 году?
2. Daft Punk (Франция)
Этот французский дуэт — краеугольный камень в триумвирате групп, которые определяют термином «стадионная электроника». Daft Punk, Chemical Brothers и The Prodigy в конце 19перенесли танцевальную музыку на большие площадки из тесных клубов и функционально ограниченных рейвов, где имя артиста значило не меньше, чем название проглоченной таблетки. И если Prodigy старались компенсировать шоу дикими нарядами и танцами Лироя Тронхилла, то Chemical Brothers и Daft Punk сосредоточились на декорациях и свете. Ключевой элемент концертов Daft Punk — две фигуры, затянутые в кожу и космические шлемы. Это Ди и Тома Бангальте, хотя с уверенностью утверждать, что это именно они, не может никто.
Гораздо больше внимания привлекает огромная пирамида, на вершине которой они орудуют аппаратурой, лазерами и диодным светом, зажигающимся в такт ритмам. Вопрос, почему Daft Punk до сих пор не привезли свою пирамиду в Россию, не один год тревожит меломанов. Особенно на фоне постоянных концертов Chemical Brothers и Prodigy, которые здесь выступают даже в «сборных солянках»на фестивалях . Последний раз разговоры о приезде и Бангальте шли в в связи с «Годом Франции в России». Поговаривали даже о бесплатном концерте на Красной площади — чем не мечта для артистов, вдохновленных русским конструктивизмом и тоталитарной эстетикой. Однако москвичам в тот раз пришлось довольствоваться Лораном Гарнье на Лубянке в День города. А Daft Punk так и остаются несбывшимся желанием, недосягаемость которого объясняется, вероятнее всего, банальным страхом промоутеров. А вдруг не окупятся?
3. The Pulp (Великобритания)
Истории The Pulp в принципе свойственна протяженность во времени — группа, появившаяся в 1978 году в Шеффилде, успеха добилась только в середине 19. И распадалась она тоже мучительно долго: практически все от них ничего не было слышно, хотя старые записи продолжали неплохо продаваться и вдохновлять новых британских рокеров. Солист The Pulp — харизматичный мизантроп Джарвис Кокер — разродился вскоре двумя бодрыми альбомами, но в большей степени играл роль любимца глянцевых изданий, нежели радовал слушателей ударными хитами. И вот в 2011 году появилась приятная новость: у группы приключилось долгожданное воссоединение с последующим объездом европейских музыкальных фестивалей —Primavera, Reeding, Exit
В июне горящие глаза Кокера озарили тридцатитысячную толпу на Glastonbury. «Вы же знаете, что мы не облажаемся», — сказал он, а дальше стало очевидно, как он соскучился по эпохе Disco 2000, причем вместе с публикой. Газета Guardian заметила, что солист Pulp постарел и стал сентиментальничать, как Боно или Крис Мартин. В New Musical Express концерту поставили 9,5 балла из 10 возможных, но Москве и Петербургу, к сожалению, придется еще долго ронять слюни в ожидании их приезда. , концертная практика показывает, что классики британского рока очень нестабильно собирают здесь кассу: The Good, The Bad & The Queen Дэймона Албарна дважды сюда наведывались с успехом, а вот на концерте Морриси можно было свободно гулять по полупустому залу., спрос в Европе и Америке на восстановившихся Pulp настолько большой, что, только удовлетворив его, Кокер и компания задумаются о России, Южной Америке и Азии. Что, впрочем, не отменяет возможности секретного приезда группы в Россию — на дачу олигарха или новогодний корпоратив продвинутой богатой компании.
4. Том Уэйтс (США)
Следующие слухи о возможном появлении Тома Уэйтса возникли в 2008 году: вроде как Москва попала в его расписание. И вновь осечка. К тому времени у нас появились свои —Сергей Шнуров и Billy’s Band, которые довольно беззастенчиво вдохновлялись манерой американца хрипеть, рвать душу и струны. Журналист Гуру Кен, он же Вадим Пономарев, выступил с оригинальной версией причины уэйтсовского нежелания посетить Россию. Он на самом деле не то чтобы не любит ее — он ее обожает и очень боится, что, попав в нашу страну, увидит тот мир, который описывает в своих песнях. Неприглядный, жесткий, пропахший алкоголем и миазмами, где живут ужасные люди, скрывающие невинную красоту у себя внутри.
В общем-то, у Уэйтса в музыке действительно много намеков на русский фольклор и тюремный шансон, а сравнением его хрипоты с Высоцким занимался уже не один пытливый критик. Туман развеял промоутер Александр Чепарухин, который давно ведет переговоры об организации российских гастролей артиста. По его словам, Том Уэйтс НЕ НЕНАВИДИТ Россию, и это просто миф. Равно как и преувеличением является якобы высказанное условие, что в Москве он готов выступать только в Большом театре. Чепарухин говорит, что просто надо подождать. Ну или поехать на его ближайший концерт в Европу.
5. Radiohead (Великобритания)
Спустя 4 года Татьяна Дальская, возившая к нам Iron Maiden и Tokio Hotel, дала установку в газете«Известия»: «U2 и Radiohead приедут к нам в следующем году». Первая часть предсказания сбылась только в 2010-м — 360° Tour ирландской супергруппы довезли до Лужников, но успех концерта U2 в Москве несравним с их популярностью в любой западноевропейской столице. Билеты продавались нешустро, с большой рекламной прокачкой, обеспеченной одним отечественным банком. Вместе с тем ходит слух, что в Дальской почти удалось убедить менеджмент Radiohead. Ключевым аргументом послужила концертная площадка —дескать, прозвучало слово «Кремль». Но в тот раз не удалось договориться то ли с Федеральной службой охраны, то ли с Администрацией президента.
В итоге Москве остаются сомнительные удовольствия: концерты брата Тома — Энди Йорка, который записывался с , выступления Radiohead по интернету в прямом эфире и акции по раздаче газеты The Universal Sigh на Патриаршем мосту, изданной группой к последнему альбому. Что касается конспирологических теорий о причинах нелюбви Йорка к России, то их две. Первая: Radiohead страшно обиделись, что русские пираты в 2003 году украли и выложили в сеть их пластинку Hail to the Thief. И вторая, традиционная: Тому не нравится наш политический режим.
6. Beastie Boys (США)
Теперь же стоит посмотреть на то, какие рэперы первой величины доезжают до России. Это 50 Cent и Busta Rhymes. Тут были концерты Snoop Dog и Эминема. Если иметь в виду затраты, необходимые на организацию гастролей Beastie Boys, то скорее всего, промоутеры убеждены в том, что сейчас в России просто нет спроса на эту группу среди аудитории, которая слушает и ходит на концерты. К тому же у одного из участников троицы — Адама Яуча — в 2009 году диагностировали рак слюнной железы. Он был вынужден перенести операцию и химиотерапию. В связи с этим был отложен выпуск последнего альбома Hot Sauce Comittee, Pt. 2, и, уж конечно, ни о каких затяжных трансконтинентальных турах речи пока быть не может.
7. Принс (США)
Есть, к примеру, такая история: этим летом Принс оказался в Париже и спонтанно решил начать свой европейский тур отсюда. Его менеджменту удалось договориться с администраторами группы Black Eyed Peas, чтобы артист выступил на сцене с ихоборудованием, оставшимся от их парижских концертов. В результате Принс провел в столице Франции значительно больше времени, шлялся по клубам и даже сделал парочку незапланированных выходов на сцену в парижских залах. Москва пока только грезит этим артистом — коммерческие перспективы его здешних гастролей остаются туманными. Летом 2011 года мечтания вылились в пурпурную на «Красном Октябре», посвященную Принсу. Героя на ней заменяла американская певица Жанель Монэ.
8. The Cure (Великобритания)
С другого фланга хорошие продажи концерту могли бы обеспечить меломаны, влюбленные в The Rapture, Interpol, Bloc Party и White Lies, —масса новых модных британских групп признаются во влиянии, оказанном на них Смитом. Чисто теоретически концерт мог бы оказаться вполне успешным, но для его организации надо потратить колоссальные усилия. Дело в том, что The Cure как не существует. За ее тридцатилетнюю историю состав кардинально менялся. Неизменным оставался лишь один Смит. Последнюю студийную пластинку он выпустил в 2008 году, и с тех пор поводов отправляться в тур у The Cure не было. Пока в этом году не поступило предложение от фестиваля Vivid LIVE. Для этого Смит выписал клавишника Лоуренса Толхерта, который не выступал вместе с ним целых 22 года. Они отыграли материал с альбомов Three Imaginary Boys (1979), Seventeen Seconds (1980) и Faith (1981) в Сиднейской опере в конце весны. Концерт пристально документировали камеры, и в ближайшее время он выйдет на DVD. В состоянии ли Москве обеспечить The Cure прием, сравнимый с австралийским? Выступление на Красной площади? в Большом театре? Бесплатный Cure на День города? Верится в это с трудом. Для не раз прогоревших московских промоутеров легче раз в пятилетку возить нам неоднократно проверенных Placebo. Их гонорары и сложность в организации шоу несравнимо меньше, чем морока с The Cure.
9. Барбра Стрейзанд (США)
Как и в случае со многими мэтрами, Барбре уже незачем делать большие шоу с открытой продажей билетов. Ее последний тур (так и назывался — The Tour) в собрал порядка $120 млн. Большинство выступлений в рамках турне прошло в Америке и Канаде, а европейская часть сопровождалась скандалами. Например, римский концерт, по слухам, отменили протестов местной организации по защите прав потребителей, недовольной баснословными ценами на билеты (€150–900). С тех пор Стрейзанд поет только на больших и богатых благотворительных вечеринках, удостаивает публику своими появлениями на церемониях премий «Грэмми»и исполняет номера на протокольных балах Демократической партии США. Страшно помыслить себе, сколько бы мог стоить специально организованный концерт великой актрисы и певицы в Москве — ни один «Крокус» и никакая Barvikha Luxury Village себе такого позволить не смогут. Единственный фантазийный сценарий ее приезда, который приходит в голову, это торжества по случаю Михаила Сергеевича Горбачева. Вот если бы его фонд решился провести их у нас, а не в Лондоне и пригласил Стрейзанд, она бы не смогла отказать. Надо подождать 10 лет. Но ставки тут, вероятно, будут 1 к 100.
10. Лу Рид (США)
Попытки забукировать его для референтной аудитории предпринимались неоднократно. Несколько лет назад велись переговоры о его выступлении в рамках проекта «Квартира Esquire» — серии вечеринок для московской интеллигенции под сенью спонсоров в шикарных апартаментах на Якиманке. В прошлом году ряд действий пытался предпринять культурный портал OpenSpace.ru — оба раза не вышло. «Все упирается в логистику и деньги, — говорит Денис Бояринов, раздела «Современная музыка» OpenSpace.ru, — у него нет концертного агентства, то есть агенты не предлагают его букерам. Он хочет — поет, а хочет — не поет». Рид действительно чаще выступает в режиме public talk — с лекциями и ответами на вопросы. Правда, поговаривают, что в у него есть крошечный клуб на 50 человек, где он периодически выходит к микрофону с гитарой. Еще говорят, что человек он импульсивный, и стоит российскому промоутеру оказаться у него в гостях и очаровать его, Лу сможет согласиться пересечь океан. Таким персонажем, скорее всего, мог бы стать тот же Александр Чепарухин.
Так же в моем блоге:
2leep.com |
Journal information