denis_balin (denis_balin) wrote,
denis_balin
denis_balin

День в истории. Сверхзвуковой таран

28 ноября 1973 года советский лётчик капитан Елисеев совершил первый в мире таран на сверхзвуковом самолёте



Капитан Геннадий Елисеев

К началу 70-х годов ХХ столетия и западные, и дальневосточные воздушные рубежи Советского Союза были настолько плотно прикрыты, что все попытки иностранных самолетов-шпионов проникнуть на нашу территорию пресекались, что называется, на корню.

В 1970 году на военный аэродром в Армении был даже принудительно посажен самолет американских ВВС, на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник. Северный вариант – из Норвегии через Кольский полуостров – тоже был заблокирован мощной системой ПВО.

И лишь юго-западные воздушные ворота со стороны Ирана не были достаточно прикрыты.



Шахиншах Арьямехр Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. Через пять с небольшим лет, 11 февраля 1979 года он будет свегрнут Исламской революцией, а 27 июня 1980 умрёт в Каире в возрасте 60 лет.

В те времена Иранским царством правил наследственный шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви, и внутренняя, и внешняя политика которого были целиком подчинены американским интересам. Американские монополии беззастенчиво выкачивали иранские нефтяные запасы, а американская разведка рассматривала Иран как удобный плацдарм для подрывной и шпионской деятельности против СССР.

Сразу от береговой черты Каспия линия ирано-советской границы плавно уходила на север, образуя выступ площадью в тысячи квадратных километров, глубоко вклинивавшийся на территорию Советского Азербайджана. Для воздушной разведки НАТО этот географический рисунок казался в начале 70-х годов настоящей находкой. Нашим перехватчикам, поднимавшимся с аэродромов в Грузии, приходилось огибать злосчастный выступ, теряя драгоценные минуты и секунды.

28 ноября 1973 года системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. Цель сопровождал радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы. В воздухе же дежурили два самолёта МиГ-21). За штурвалом одного из них был 35-летний капитан, заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа Геннадий Николаевич Елисеев.

Елисеев первым из наших лётчиков заметил нарушителя. Им оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками. Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский саргорд Мохаммад Шокуния.



RF-4C Phantom II иранских ВВС

В ту пору действовала инструкция: транспортные самолеты-нарушители по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые сбивать без какого-либо предупреждения.

Заметив цель, Елисеев пошёл на сближение. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, лётчик выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом выпустил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались.

О том, что произошло в дальнейшем, воспоминания современников разнятся. По одной версии идти на таран Елисееву приказал с земли начальник политотдела корпуса генерал-майор Останин, находившийся в тот момент на командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО. По другой же Елисеев сначала попытался сбить Фантом при помощи авиационной пушки, но та после первого выстрела заклинила, и лётчик пошёл на таран по собственной инициативе. Была даже версия о том, то пушку на аэродроме и вовсе не зарядили, и техник, обслуживавший вооружение, после этого инцидента был осуждён и посажен.



Иранский пилот Мохаммад Шокуния. Здесь он ещё в чине сарвана. После этого случая Шокуния продолжал служить в шахских ВВС, а после Исламской революции – в ВВС Исламской Республики Иран. Во время Ирано-Иракской войны, 27 января 1982 года, Шокуния погиб, когда его Фантом был сбит иракским МИГом.

Воздушные тараны широко применялись в Великой Отечественной, но тогда наши лётчики рубили немецкие самолёты винтами. Реактивный же таран был до этого всего один – 18 мая 1951 года в Корее Серафим Субботин, выпустив тормозные щитки, подставил свой МиГ-15 под удар Сейбра. В тот раз американец погиб, а Субботин успешно катапультировался.

Ещё один успешный таран был совершён позднее. Совершил его гвардии капитан Валентин Куляпин 18 июля 1981 года на Су-15. Он нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника Canadair CL-44. CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж нарушителя погиб, полковник запаса Валентин Александрович Куляпин жив до сих пор.

Но тогда, 28 ноября 1973, Елисеев ударил самолет противника не крылом, а всем корпусом. МиГ-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота, как это ни обидно, остались в живых. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. 16 дней спустя их вернули в Иран.

В тот день, когда сбитых пилотов переправляли через границу, Генндию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В его родном городе Волгограде именем Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска, а в грузинском селе Вазиани, возле которого рухнули обломки МиГа, Елисееву был установлен памятник, у которого грузинских школьников принимали в пионеры.




Subscribe
promo denis_balin april 27, 2016 07:00 197
Buy for 300 tokens
Всем привет! Сегодня опубликую стандартный пост для любого туриста, который приезжает в Петербург. Посещение такого места обязательно входит в программу. Поэтому, я понимаю, сколько они делают при этом фотографий, каждый метр таких мест кем-нибудь, да заснят. Так что, вряд ли Вы увидите в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments