denis_balin (denis_balin) wrote,
denis_balin
denis_balin

10 жилищ будущего в кино

В каких условиях мы будем жить, когда вырастем

Во многих фантастических утопиях и антиутопиях моднейшие тренды в дизайне квартир и бытовых приборов становятся источником курьезов, а в худшем случае настоящим адом. Почему-то в будущем все не так, как в архитектурных журналах: дом-крепость становится домом-тюрьмой, а «машина для жилья» — прокрустовым ложем.

Человек превращается из домохозяина в жильца, который постоянно находится под наблюдением и прикован к своей жилплощади пропиской, кредитами или кучей барахла. Неудивительно, что герои фантастических фильмов готовы бросить все свое хайтек-имущество и бежать из бетонных нор и пластиковых дворцов на природу, куда угодно — в поля экс-Лондона, в джунгли пост­апокалиптического Нью-Йорка, в прошлое... да хоть в пустыни Татуина!



1. Жилище идеального потребителя



Фильм «Назад в будущее 2» (1989).

Время действия 2015 год.

Как выглядит: Точно так же, как стандартный американский дом в пригороде, только гаджетов внутри больше и они другие. Чтобы «не отставать от Джонсов» (и вообще никогда больше не видеть свежеотремонтированный коттедж соседей), семья Макфлаев меняет стеклопакеты на видеопа­нели, транслирующие милые южные ландшафты.

Внутри вместо жалкого телевизора — плазма в полстены (нормальным считается смотреть шесть каналов сразу в режиме полиэкрана). Телефоны передают и голос, и изображение и выглядят как 3D-очки; во время разговора на экран, как в обновленном профиле «Фейсбука», выводится вся информация об абоненте: на ком женат, с кем дружит, что любит.

Кулинарная культура умерла: на кухне стоит всего один прибор — гидратор Black & Decker, размачивающий и разогревающий сушеную еду. Зато нет проблем со свежими фруктами и ягодами — они растут на гидропонике прямо в свисающих с потолка декоративных кашпо. В целом это жилье вызывающе индустриально: объектами вожделения его обитателей по-прежнему остаются вещи, а не качественные развлечения или впечатления. То есть потребителя будущего от потребителя настоящего отличает не качество среды, в которой он живет, а количество бытовой техники, необходимой, чтобы сэкономить время. Которое при этом явно не на что тратить.

2. Жилище буржуазной богемы



Фильм «Спящий» (1973).

Время действия 2173.

Как выглядит: Цельнобетонная вилла в форме загогулины или стилизованной раковины двустворчатого моллюска. Комнаты снабжены автоматическими дверями, как в супермаркетах; дизайн помещения эклектичный: стерильное белое пространство со скругленными углами, похожее на циклопический макбук, уставлено громоздкой антикварной мебелью XVIII века.

Кухня — злая пародия на быт современных фанатов кулинарии — напоминает центр управления полетами, обильно декорированный лампочками и кнопками загадочного назначения. Правда, непонятно, какие именно опыты ставит тут хозяйка, ведь вся пища в этом доме готовится из концентратов. Мусор сжигается в стенном утилизаторе.

Рядом со спальней непременная кабина оргазмотрона: 60 секунд в этой белой жестяной трубе заменяют час секса. Еще один полезный прибор — металлический веселящий шар: в будущем такие штуки заменят марихуану. Как видно, жизнь богемы за двести лет ничуть не изменилась: быстрый секс, наркотики и бесхозяйственность сочетаются у этих людей с тягой к антикварному барахлу и слепым следованием любой всеобщей моде, даже если это мода на образцовое ведение домашнего хозяйства.

3. Жилище малообеспеченного горожанина



Фильмы «Пятый элемент» (1997), «Отель “Новая роза”» (1998).

Время действия 2200-е и 2000-е.

Как выглядит: Перенаселенность городов и большая мобильность населения приводят к распространению дешевой массовой застройки и появлению малометражного модульного жилья. Больше похожие на контейнеры квартиры («Пятый элемент») изготовляются по типовому образцу: полки, холодильники, кабины автодуша и видеогаджеты монтируются в комнату уже на заводе. Ради экономии места все что можно (например, кровать) убирается в стены. При желании из домов можно вообще не выходить: фастфуд доставляется прямо к окну летающим лапшечником.

В некоторых городах, например в Токио, люди, кажется, вообще переселились в гостиницы. Те, кто побогаче, — в пустынные евроотели, а кто победнее — в похожие на соты капсульные отели, номер в которых — это просто большая пластиковая коробка без удобств с полом-матрасом и окном-стеной.

Где снималось Токио будущего из фильма «Отель “Новая роза”» снимали в неназванном нью-йоркском отеле, а интерьеры квартиры, в которой живет таксист Корбен Даллас (герой Брюса Уиллиса), были построены на студии «Пайнвуд» под Лондоном.

4. Жилище переживших атомную войну



Фильмы «Взлетная полоса» (1962), «Жилая комната» (1969).

Время действия Примерно 2035 год.

Как выглядит: Поскольку поверхность Земли, пережившей атомный холокост, превратилась в радиоактивные руины, человечество ютится под землей: в тоннелях лондонского метро («Жилая комната») или в существующих с X века парижских катакомбах («Взлетная полоса»).

В подземном Париже установлены полувоенная дисциплина и спартанский быт бомбоубежища: в полутьме среди труб, коммуникаций и походных гамаков ученые ставят самоотверженные эксперименты по перемещению во времени. В Лондоне, наоборот, царит абсурдистская анархия: поезда метро продолжают ходить без машинистов, граждане обживают составы и камеры хранения, пытаясь воссоздать добрую старую Англию из обрывков гардин и обломков мебели.

В постапокалиптической Британии есть даже телевидение: канал BBC перешел на адресное вещание. Теперь диктор с передней панелью от телевизора в руках ходит по домам и вслух зачитывает новости всем желающим. В общем, после коллапса государства, коммунальных служб и санитарной инспекции гражданам придется рассчитывать только на самоорганизацию и свои умелые руки — совсем как советским дачникам.

5. Жилище технократа



Фильмы «Облик грядущего» (1936), «Побег Логана» (1976), «THX 1138» (1971).

Время действия 1990-е, 2274-й и 2100-е.

Как выглядит: Научившись управлять светом, воздухом и теплом, человечество добровольно закрылось в золотой клетке, променяв многообразие жизни на гарантированное счастье (в «Побеге Логана» граждан утилизируют по достижении ими тридцати лет, в «THX 1138» душевное спокойствие обеспечивают антидепрессанты). Природа существует отдельно от человека, и отношение к ней по большей части испуганно-враждебное. Города растут не ввысь, а в глубину и в ширину — они покрыты куполами и напоминают гигантские мегамоллы.

Частные пространства мало отличимы от общественных («Облик грядущего»). Солнечный свет и свежий воздух подаются в подземные помещения через световоды и систему кондиционирования, окон в квартирах нет. Проблема секса решается централизованно («Побег Логана»): партнер, добровольно зарегистрировавшийся в специальной социальной сети, телепортируется прямо в квартиру жаждущего. Центральное место в интерьере отведено огромной кровати-сексодрому и шкафу телепортатора.

В интерьерах доминируют анилиновые цвета, сглаженные геометрические формы, прозрачный пластик и металл. В особо тоталитарных сообществах («THX 1138») введена белоснежная униформа и такая же белоснежная облицовка всех внутренних поверхностей малометражной жилой ячейки, лишенной любых намеков на индивидуальность. Вместо душа — солнечные ванны. Паек прессованного комбикорма и антидепрессантов (все должны быть одинаково счастливы!) поступает прямо в «квартиру» через шкаф подачи.

Из развлечений здесь — голографическая проекция. Программ всего три: эротика (в момент трансляции из потолка выдвигаются жутковатые телескопические трубы для вакуумной мастурбации), комедии и насилие. Каждое жилое помещение находится под круглосуточным видеонаблюдением.

6. Жилище коммуниста



Фильм «Туманность Андромеды» (1967).

Время действия 3950-е.

Как выглядит: Как известно, настоящая утопия начинается с шестичасового рабочего дня, общности жен и имущества. Картины коммунистического быта, которые набросал режиссер Шерстобитов в экранизации бестселлера Ивана Ефремова, выдержаны во вполне утопическом духе.

Земляне живут поодиночке в изящных минималистических коттеджах с видом на Крымские горы (надо полагать, при коммунизме никто не станет селиться севернее Киева). Из приборов в доме только похожий на ноутбук коммуникатор и еще ниша, куда освобождающий жилплощадь запихивает свой легкий чемодан.

Съезжают с квартир тут часто: в счастливом будущем существует общая база всей мировой недвижимости, поэтому, отправляясь в командировку, гражданин мира просто уведомляет оператора и прописывается по новому свободному адресу. А его дом занимает другой командировочный или отдыхающий. Соответственно, в таких квартирах нет ни намека не то что на частную, но даже и на личную собственность, не говоря уже о предметах искусства.

7. Жилище социалиста



Фильм «1984» (1984).

Время действия 1984-й.

Как выглядит: Голод, разруха, тотальный дефицит всего и не менее тотальная пропаганда — все эти приметы общества контроля в полной мере присутствуют в отдельно взятой квартире сотрудника Министерства правды Уинстона Смита.

Обшарпанная малометражка с одинарными окнами, койкой, стулом и полочкой с туалетными принадлежностями предельно аскетична и неуютна. Удобства в коридоре, занавесок нет, так что за жильцом могут беспрепятственно следить полицейские вертолеты. Но этот надзор скорее мера устрашения: единственный гаджет в комнате, гигантский экран, транслирующий партийные съезды и инструкции к утренней гимнастике, на самом деле является и камерой наблюдения за жильцом.

8. Жилище, вообще непригодное для жилья



Фильм «Бразилия» (1985).

Время действия Тот же 1984-й. Эта дата — скорее намек на обстоятельства романа Оруэлла, чем на реальное время действия фильма.

Как выглядит: Все как в обычном доме, за исключением уродливых гофротруб, в беспорядке висящих под потолком как социальных квартир, так и дворцов олигархии. Коммуникации тут везде: в стенах, в межэтажных перекрытиях, в упомянутых трубах. В го­роде-государстве Бразилия царит диктатура коммунальщиков, поэтому каждая стенная панель, каждый холодильник тут снабжены инвентарным номером (причем все это постоянно течет, коротит и засоряется). Кроме того, наблюдается повальное увлечение стеклоблоками: вечно пасмурная погода вынуждает горожан дорожить каждым люксом электрического света.

Любопытно, что при таком количестве труб и ниш в Бразилии вовсе нет тараканов и крыс — видимо, они в ужасе сбежали из занудного города, где стремление к порядку дошло до абсурда, так что даже гвоздь нельзя забить без соответствующей бумажки. Но человек привыкает ко всему.

9. Жилище космических колонистов



Фильмы «Звездные войны: эпизод I — Призрачная угроза» (1999), «Звездные войны: эпизод II — Атака клонов» (2002), «Звездные войны: эпизод III — Месть ситхов» (2005).

Время действия Давным-давно, но это явно не земное время: все происходит «в дале­кой галактике», которая по развитию явно обогнала нашу.

Как выглядит: Вселенная «Звездных войн» предлагает самые разные проекты жилых пространств для тех, кто намерен поселиться на других планетах, от подводных городов до поселений на действующих вулканах. Их общая черта — экологичность.

Глинобитные дома на пустынном Татуине, биосферы в толще океана, в которых живут гунганы с планеты Набу, обтекаемые здания на планете ветров и волн Камино, укрепленные на гигантских деревьях хижины лесистого Кашиика, построенные из одного только хвороста и соломы, — все эти строения собраны из местных материалов и идеально соответст­вуют локальному климату и ландшафту. Интерьеры здесь поразительно напоминают кремлевские палаты, монументальные и безжизненные. Странный походный уют присутствует только в провинциях: расписные землянки на Татуине укомплектованы практичной полиэтиленовой посудой и мебелью, словно купленной в магазине MUJI, японском аналоге «Икеа».

Характерная деталь: в самых лучших, экологичных и функциональных помещениях живут не люди, а другие разумные расы. Впрочем, у людей тоже есть надежда: процветание человеческих колоний в космосе, как учит Лукас, зависит не от способности перекраивать природу под себя, а от умения к этой самой природе ловко приспосабливаться.

10. Жилище космических путешественников



Фильмы «Солярис» (1972 и 2002), «Вавилон 5» (сериал, 1993–1998).

Время действия В романе Лема — неопределенно далекое будущее. В киноверсиях — фактически настоящее. В «Вавилоне 5» — рубеж 2250-х и 2260-х.

Как выглядит: Художник-постановщик Михаил Ромадин, построивший модель космический станции для Тарковского, придерживался ретрофутуризма: его станция пустынна, обшарпанна, замусорена и заброшена, как советский санаторий зимой. Стены круглых кают тут для безопасности обиты стеганым материалом и укомплектованы уютным домашним хламом: фарфоровыми сервизами, вязаными пледами, книгами и репродукциями. Впрочем, уюта все равно нет: громоздкая мебель геометрических форм и мерзкие полиэтиленовые покрывала на кроватях заставляют космонавтов круглосуточно тосковать по Земле.

Версия Стивена Содерберга, напротив, акцентирует хай-тек космической станции «Прометей», которая словно построена по лекалам «Космической одиссеи» Кубрика, так ненавидимой Тарковским. Но эти стальные синеватые интерьеры удивительно реалис­тичны — они похожи на внутренности обычного грузового корабля или самолета. Неоновые лампы, ЖК-панели на руке-рычаге, встроенные шкафы, дверцы которых скреплены ремнями безопасности, эргономичная мебель, дюраль и синтетика — все эти элементы мы видим каждый день в офисе, поезде и даже в магазинах спортивного инвентаря.

Та же смесь домашнего уюта с хай-теком и на космической станции «Вавилон 5»: в жилых каютах — раздвижные двери, открывающиеся с помощью карточки-ключа, неоновая подсветка и телеэкран-коммуни­катор. Интерьер каждый жилец делает под себя, составляя его из мебели и гаджетов, к которым привык у себя на планете. Каюты высшего офицерского состава и послов оснащены душем с настоящей водой; все остальные довольствуются вибродушем. Обязательный элемент интерьера в каютах офицеров и послов — барная стойка или мини-бар: космическая дипломатия — нервная работа.

Все системы космической станции автономны: «Вавилон 5» сам производит себе свет, тепло, кислород и даже гравитацию. Кроме того, тут есть гидропонный сад, где растут фрукты и овощи для станционных ресторанов и кухонь. В каждой каюте есть доступ к Компьютеру с голосовым управлением и общей базой данных всего: ему в любой момент можно задать любой вопрос.



источник


Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo denis_balin april 27, 2016 07:00 196
Buy for 300 tokens
Всем привет! Сегодня опубликую стандартный пост для любого туриста, который приезжает в Петербург. Посещение такого места обязательно входит в программу. Поэтому, я понимаю, сколько они делают при этом фотографий, каждый метр таких мест кем-нибудь, да заснят. Так что, вряд ли Вы увидите в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment