«На этой неделе Фонд Андрея Первозванного (Центр национальной славы) отказал нам в финансировании Юношеских апрельских чтений "Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века", которые должны были пройти в 14-й раз в Старой Руссе 3-4 апреля 2012 года. Фонд финансировал чтения с 2006 по 2011 год. В этом году к нам должны были присоединиться участники из Новосибирска, там конференция уже прошла, у победителей есть финансирование (включая самолет) - но ехать им пока, получается, некуда... Что делать, пока непонятно...» - написала на своей странице в контакте постоянный научный руководитель чтений с самого первого дня их проведения, зав. отделом теории литературы Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Научного совета "История мировой культуры" РАН, доктор филологических наук Татьяна Касаткина.
Коллаж - А.Б. Кузнецовой
Цена вопроса – около 300 тысяч рублей. Деньги тратились на оплату проживания (чтения проходили в два дня плюс один день был посвящен специальному семинару для учителей-филологов) и проезд участников чтений (школьников, учителей, экспертов).
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
Проект чтений – уникальный пример сотрудничества школы, музея и академической науки. В июне 2009 г. Юношеские чтения получили гриф "Учреждение Российской Академии Наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького". В разные годы в чтениях принимали участие школьники и студенты из Новгородской, Кировской, Смоленской областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана. Участники апрельских чтений, чьи доклады признавались экспертами наиболее подготовленными, участвовали в Международных старорусских чтениях "Достоевский и современность", проходящих ежегодно в мае. Их доклады публиковались в сборнике материалов Международных чтений "Достоевский и современность".
Фото - А.Б. Кузнцовой
Детская секция на Международных старорусских чтениях вдохновила в 2000 году главного редактора альманаха Российского общества Достоевского «Достоевский и мировая культура», доктора филологических наук К. А. Степаняна на открытие в нём новой рубрики «Лицей», где стали печататься школьные и студенческие работы о творчестве Достоевского: «…непосредственным поводом к открытию этой рубрики послужило радостное и очень значимое, с нашей точки зрения, событие. На очередных, XV Международных Достоевских чтениях в Старой Руссе в мае минувшего года выступили со своими докладами несколько школьников из городов и сел Новгородской области (это уже второй подобный опыт, впервые школьники приняли участие в Старорусских чтениях в позапрошлом году). Доклады ребят и последовавшая дискуссия свидетельствовали и о глубоком и самостоятельном постижении произведений Достоевского, и о завидной эрудиции, широком знании соответствующей научной литературы, а самое важное, о том, что традиция отечественной духовности, главное сокровище страны нашей, вовсе не прервана, как об этом – кто-то с печалью, а кто-то с радостью – спешат ныне заявить» (Степанян К. А. От редактора // Достоевский и мировая культура. Альманах № 14 / Отв. ред. К. А. Степанян. - М., 2001. - С. 5-6).
Фото - А.Б. Кузнецовой
В 2002 году был издан и первый сборник работ участников круглых столов и юношеских секций чтений «Достоевский и современность» 2000-2001 гг. Вот что писала в предисловии к нему Т. А. Касаткина: «Как ведущий детской секции Старорусских чтений могу засвидетельствовать, что работа этой секции не только всегда вызывала повышенный интерес всех участников конференции, но и получала у многих из них самую высокую оценку. Привлекала, конечно, свежесть восприятия и смелость в постановке задачи, часто исчезающая после того, как человек подвергается определенного типа ”обучению”, где ему накрепко вбивают в голову, за какие границы он не смеет переступить. Однако высоко оценены были не только эти качества, естественные для молодых, но и – скорее неожиданный – филологический профессионализм, хорошая ориентация в соответствующей научной литературе, умение решать поставленную задачу адекватными этой задаче методами. Меня же больше всего поразила незаметная для остальных участников чтений способность юных авторов работать над своим текстом» (Касаткина Т. А. Предисловие // В мире героев Достоевского. Сборник исследовательских и творческих работ учащихся / Предисл. Т. А. Касаткиной. - Старая Русса, 2002. - С. 3).
Научный руководитель чтений - Татьяна Касаткина. Фото - А.Б. Кузнецовой
В экспертный совет чтений в разное время входили: заслуженный учитель РФ И. Н. Евлампиева, правнук писателя Д. А. Достоевский, ведущий научный сотрудник Литературно-Мемориального Музея Достоевского в Санкт-Петербурге, секретарь Российского Общества Достоевского Н. В. Шварц, зав. кафедрой теории и методики общего образования НИРО, доктор филологических наук С. Л. Каганович, философ и переводчик с французского А. Б. Кузнецова, кандидат филологических наук, секретарь Комиссии по изучению творчества Достоевского ИМЛИ РАН А. Л. Гумерова, кандидат филологических наук Е. В. Степанян, кандидат филологических наук Николай Подосокорский и др.
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
Руководитель Исследовательского института Центра Национальной Славы России Павел Федосов высказался о поддержке этих чтений таким образом: «…поддержка чтений не просто жест благотворителей. ”Это возможность содействовать работе, имеющей внутринациональное и межцивилизационное измерения”. Цель чтений – выявление одарённых детей, приобщение их к классике, формирование православного мировоззрения».
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
По мнению Николая Подосокорского, постоянного члена экспертного совета чтений и администратора сайта чтений, «цель этого проекта – не столько выявление одарённых детей, сколько выявление одаренности в детях, в каждом приехавшем участнике, через совместное вхождение в мир Достоевского и попытку этот мир описать. Задача фантастически увлекательная! Иными словами, можно сказать, что цель чтений – это научиться слышать и понимать другого, то есть слышать Достоевского, его героев, экспертов, докладчиков, наконец, самого себя».
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
Т. А. Касаткина определила работу в рамках этих чтений как «постановку глаза исследователя»: «Дело в том, что исследовательская работа предполагает совершенно другое видение себя в том мире, который вокруг школьника существует. Она предполагает необходимость собственного выбора, предполагает необходимость выбора собственных путей и она предполагает необходимость встречи с какой-то задачей личной, которая иначе может не возникнуть в процессе обучения».
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
Вот здесь можно ознакомиться с программами чтений предыдущих лет. Как видно, темы в докладах поднимались самые острые и глубокие.
Президент Российского Общества Достоевского, доктор филологических наук Б. Н. Тихомиров задает вопрос участнице юношеской секции Международных чтений "Достоевский и современность", май 2008 г.
Если у кого-то есть практические предложения - буду признателен каждому.
За перепост тоже буду благодарен.
Подробности о Чтениях можно узнать на сайте:
http://fm-dostoevskiy.narod.ru/
в группе о чтениях в контакте:
http://vkontakte.ru/club2083920
а также по телефонам Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе:
8 (81652) 372-85, 8 (81652) 572-23 или по электронной почте fedorst@novgorod.net
Коллаж - А.Б. Кузнецовой
Цена вопроса – около 300 тысяч рублей. Деньги тратились на оплату проживания (чтения проходили в два дня плюс один день был посвящен специальному семинару для учителей-филологов) и проезд участников чтений (школьников, учителей, экспертов).
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
Проект чтений – уникальный пример сотрудничества школы, музея и академической науки. В июне 2009 г. Юношеские чтения получили гриф "Учреждение Российской Академии Наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького". В разные годы в чтениях принимали участие школьники и студенты из Новгородской, Кировской, Смоленской областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана. Участники апрельских чтений, чьи доклады признавались экспертами наиболее подготовленными, участвовали в Международных старорусских чтениях "Достоевский и современность", проходящих ежегодно в мае. Их доклады публиковались в сборнике материалов Международных чтений "Достоевский и современность".
Фото - А.Б. Кузнцовой
Детская секция на Международных старорусских чтениях вдохновила в 2000 году главного редактора альманаха Российского общества Достоевского «Достоевский и мировая культура», доктора филологических наук К. А. Степаняна на открытие в нём новой рубрики «Лицей», где стали печататься школьные и студенческие работы о творчестве Достоевского: «…непосредственным поводом к открытию этой рубрики послужило радостное и очень значимое, с нашей точки зрения, событие. На очередных, XV Международных Достоевских чтениях в Старой Руссе в мае минувшего года выступили со своими докладами несколько школьников из городов и сел Новгородской области (это уже второй подобный опыт, впервые школьники приняли участие в Старорусских чтениях в позапрошлом году). Доклады ребят и последовавшая дискуссия свидетельствовали и о глубоком и самостоятельном постижении произведений Достоевского, и о завидной эрудиции, широком знании соответствующей научной литературы, а самое важное, о том, что традиция отечественной духовности, главное сокровище страны нашей, вовсе не прервана, как об этом – кто-то с печалью, а кто-то с радостью – спешат ныне заявить» (Степанян К. А. От редактора // Достоевский и мировая культура. Альманах № 14 / Отв. ред. К. А. Степанян. - М., 2001. - С. 5-6).
Фото - А.Б. Кузнецовой
В 2002 году был издан и первый сборник работ участников круглых столов и юношеских секций чтений «Достоевский и современность» 2000-2001 гг. Вот что писала в предисловии к нему Т. А. Касаткина: «Как ведущий детской секции Старорусских чтений могу засвидетельствовать, что работа этой секции не только всегда вызывала повышенный интерес всех участников конференции, но и получала у многих из них самую высокую оценку. Привлекала, конечно, свежесть восприятия и смелость в постановке задачи, часто исчезающая после того, как человек подвергается определенного типа ”обучению”, где ему накрепко вбивают в голову, за какие границы он не смеет переступить. Однако высоко оценены были не только эти качества, естественные для молодых, но и – скорее неожиданный – филологический профессионализм, хорошая ориентация в соответствующей научной литературе, умение решать поставленную задачу адекватными этой задаче методами. Меня же больше всего поразила незаметная для остальных участников чтений способность юных авторов работать над своим текстом» (Касаткина Т. А. Предисловие // В мире героев Достоевского. Сборник исследовательских и творческих работ учащихся / Предисл. Т. А. Касаткиной. - Старая Русса, 2002. - С. 3).
Научный руководитель чтений - Татьяна Касаткина. Фото - А.Б. Кузнецовой
В экспертный совет чтений в разное время входили: заслуженный учитель РФ И. Н. Евлампиева, правнук писателя Д. А. Достоевский, ведущий научный сотрудник Литературно-Мемориального Музея Достоевского в Санкт-Петербурге, секретарь Российского Общества Достоевского Н. В. Шварц, зав. кафедрой теории и методики общего образования НИРО, доктор филологических наук С. Л. Каганович, философ и переводчик с французского А. Б. Кузнецова, кандидат филологических наук, секретарь Комиссии по изучению творчества Достоевского ИМЛИ РАН А. Л. Гумерова, кандидат филологических наук Е. В. Степанян, кандидат филологических наук Николай Подосокорский и др.
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
Руководитель Исследовательского института Центра Национальной Славы России Павел Федосов высказался о поддержке этих чтений таким образом: «…поддержка чтений не просто жест благотворителей. ”Это возможность содействовать работе, имеющей внутринациональное и межцивилизационное измерения”. Цель чтений – выявление одарённых детей, приобщение их к классике, формирование православного мировоззрения».
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
По мнению Николая Подосокорского, постоянного члена экспертного совета чтений и администратора сайта чтений, «цель этого проекта – не столько выявление одарённых детей, сколько выявление одаренности в детях, в каждом приехавшем участнике, через совместное вхождение в мир Достоевского и попытку этот мир описать. Задача фантастически увлекательная! Иными словами, можно сказать, что цель чтений – это научиться слышать и понимать другого, то есть слышать Достоевского, его героев, экспертов, докладчиков, наконец, самого себя».
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
Т. А. Касаткина определила работу в рамках этих чтений как «постановку глаза исследователя»: «Дело в том, что исследовательская работа предполагает совершенно другое видение себя в том мире, который вокруг школьника существует. Она предполагает необходимость собственного выбора, предполагает необходимость выбора собственных путей и она предполагает необходимость встречи с какой-то задачей личной, которая иначе может не возникнуть в процессе обучения».
Апрель 2011 г. XIII Чтения. Фото А. Кочевника
Вот здесь можно ознакомиться с программами чтений предыдущих лет. Как видно, темы в докладах поднимались самые острые и глубокие.
Президент Российского Общества Достоевского, доктор филологических наук Б. Н. Тихомиров задает вопрос участнице юношеской секции Международных чтений "Достоевский и современность", май 2008 г.
Если у кого-то есть практические предложения - буду признателен каждому.
За перепост тоже буду благодарен.
Подробности о Чтениях можно узнать на сайте:
http://fm-dostoevskiy.narod.ru/
в группе о чтениях в контакте:
http://vkontakte.ru/club2083920
а также по телефонам Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе:
8 (81652) 372-85, 8 (81652) 572-23 или по электронной почте fedorst@novgorod.net
Journal information