Официально считается, что до XVIII века и прихода к власти Петра I в России не было ни борделей, ни проституции. Правда можно поспорить — еще во времена Ивана Грозного находились «гулящие девки», но вряд ли на их услуги существовал большой спрос. Первый государственный закон против сферы интимных услуг относится к 1649 году. Царь Алексей Михайлович повелел служилым людям объезжать город и смотреть, дословно: «дабы бляди всякой не было». Впрочем, бранное слово по тем временам — вовсе не мат, а обозначало обычных блудниц, сомнительные элементы.
Из-за постоянных хлопот содержать бордель на Руси было довольно тяжело. Поэтому обычно публичные дома ориентировались на средний и выше класс посетителей.
Реальный рост проституции в России начинается с появлением служилого класса после петровских реформ — офицеров, солдат, чиновников. Большинство из них были оторваны от семей, поэтому нуждались в «развлечениях». Считается также, что с борделями в России познакомились молодые бояре, посланные в Европу на обучение.
Первый же официальный публичный дом в нашей стране появился в середине XVIII века. Его хозяйкой была немка из Дрездена. Православным девушкам первое время строго запрещалось работать в сфере интим-услуг, поэтому их место заняли иностранки. Вскоре, правда, новомодное заведение закрыли, поскольку возник скандал с насильственным заключением в него одной знатной особы. Но с тех пор тенденция только развивалась.
Считается, что в середине XIX века и уже ближе к концу, почти 90% молодых аристократов в России начинали сексуальную жизнь именно с посещения опытных гетер
Екатерина II, в отличие от предшественников, бороться с проституцией не стала. Она прекрасно понимала, что такую общественную проблему искоренить сложно. Наоборот — она следила за тем, чтобы все публичные дома проводили медицинские проверки девушек, а также могли оказать солдатам и офицерам «качественный контроль». Говорят, в шутку в маргинальных низах того времени «Екатерину-немку» называли «мамкой первых русских борделей».
При Николае I государственный контроль «отрасли» вышел на новый этап. Каждая девушка в борделе должна была два раза в неделю проходить обязательный осмотр. Но при всех строгих мерах надзора, власть никогда не стремилась обязать бордели платить налоги — в отличие от Европы; в России считалось безнравственным брать процент с «грязных денег». Да и несмотря на столь кажущуюся, вроде бы, свободу существования публичных домов, проституция считалась в обществе страшным грехом. Получить прощение за такую деятельность можно было лишь после долгого отмаливания грехов в церкви.
Journal information