Поставить на карту всю жизнь и преуспеть
1. Основатели всемирно известной сети два брата – Ричард и Морис (Дик и Мак) Макдоналды, приехали в Калифорнию во время Великой депрессии для поиска работы. Накопив немного денег, они купили небольшой кинотеатр, но дело оказалось неприбыльным. И тогда братья решили открыть придорожный ресторанчик «Драйв-ин» в небольшом рабочем городе Сан-Бернардино. Такие ресторанчики с яркими неоновыми подсветками, где работали «кархопс» – дорожные официантки в коротеньких юбках, приносившие заказ прямо в машину, были бешено популярны. «Макдональдс бразерс бюргер бар драйв-ин» оказался достаточно прибыльным. Но довольно скоро братьям надоело постоянно искать новых официанток, поваров, закупать новые тарелки, которые покупатели – тинэйджеры постоянно разбивали. Да и сами тинэйджеры им порядком надоели. И тогда-то Дик и Мак решились на крутую по тем временам перемену.
2. Макдональды закрыли свой придорожный ресторанчик и через 3 месяца, в 1948 г. открылись вновь, но теперь все уже было по-новому. Они перешли на самообслуживание, отказавшись от меню из 25 блюд в пользу ограниченного меню всего из 9 наименований: гамбургер, чизбургер, три вида прохладительных напитков, молоко, кофе, картофельные чипсы и пирожки, к которым вскоре после возобновления работы ресторана прибавились картофель-фри и молочные коктейли. Они переделали кухню, теперь все оборудование было выполнено из нержавеющей стали и рассчитано на массовое производство. Увеличилась и скорость обслуживания: теперь один работник жарил котлету, а другой «собирал» гамбургер. Кроме того, они резко снизили и без того конкурентоспособную цену на гамбургеры с 30 до 15 центов.
3. Для работы братья наняли юношей, полагая, что девушки привлекут ненавистных подростков, а это отвратит всех прочих клиентов. Расчет был верен. Вскоре очереди заметно повзрослели, а в газетах написали: «Наконец-то рабочие семьи могут накормить своих детишек в ресторане». Непрофессионал Ричард сам придумал дизайн кафе. Чтобы его было видно издалека, он установил на крыше две золотые арки, подсвеченные неоном.
4. К началу 50-х годов небольшая фабрика по производству гамбургеров приносила ежегодный доход в 350 000 долларов. Объем продаж по сравнению с предыдущим рестораном Макдональдов возрос почти вдвое. В часы пик обычным делом было увидеть толпу из 150 посетителей около крохотной стойки, где продавались гамбургеры. Конкуренты разевали рты. А вскоре по всей стране появились заведения с надписями «Наш ресторан такой же, как «Макдональдс»!»
5. После опубликования статьи о ресторане в журнале American Restaurant Magazine в 1952 году Дик и Мак стали получать по 300 запросов в месяц со всех уголков страны. Тогда-то они и начали продавать лицензии на открытие аналогичных ресторанов. Всего за тысячу долларов лицензиаты получали название «Макдоналдс», принципиальное описание системы скоростного обслуживания, могли в течение одной-двух недель пользоваться услугами Арта Бендера, первого работника братьев, который помогал лицензиатам начать работу. Кстати, братья сами чертили конструкции кухни мелом на теннисном корте. Так, изучая движение работников в процессе приготовления пищи, они могли наиболее эффективно расставлять оборудование. И таким образом увеличивать скорость обслуживания.
6. Тогда-то и произошла судьбоносная встреча братьев с Реймондом Кроком. Но она отнюдь не была случайной. Дик и Мак заказали 8 миксеров по взбиванию молочных коктейлей фирме, где коммивояжером работал Крок. Опытный торговец очень заинтересовался, кому же понадобилось делать 40 коктейлей одновременно (один миксер делает 5 порций). Рей решил лично познакомиться с необычным клиентом и посмотреть на его работу. За тридцать лет работы Крок повидал многое и потому сразу оценил перспективность идеи. Вскоре он стал агентом Макдональдов. Братья не любили путешествовать и их вполне устраивали доходы. А Крок привык ездить, и ему хотелось размаха. Тут и начался новый этап развития ресторанов быстрого питания.
7. В 1955 году Крок основал новую франчайзинговую компанию под названием «Макдоналдс Систем, Инк.» Но она только лишь продавала лицензии, что предприимчивого человека абсолютно не устраивало. Через пять лет он взял кредит и выкупил у Макдональдов право на торговый знак. Крок был одержим идеей развития сети ресторанов по унифицированной схеме. И для достижения заветной цели Реймонд поставил на карту все: вложил все свои сбережения, все свое время и энергию, а также пожертвовал личной жизнью. Он расторгнул брак, длившийся 39 лет, и всецело посвятил себя бизнесу.
8. Так, если братья Макдональдсы делали ставку на семью, то Крок пошел дальше и научился продавать товар детям. В то время в Америке было не так уж много чистых и удобных мест для семейного отдыха. А ведь каждый ребенок мог привести с собой не только двоих родителей, но и бабушку с дедушкой... Цветные уголки с горками, шариковыми бассейнами, клоуном Рональдом, игрушками, которые вместе с гамбургером и колой входят в набор «Хэппи милз» и едой, завернутой в яркую упаковку, приворожили детей. Крок любил повторять, что он работает не в «пищепроме», а в шоу-бизнесе.
9. Но бешеный успех компании – это, конечно же, не только заслуга самого Реймонда, но и его команды (как теперь принято говорить). Один из самых ярких примеров – это инициатива Гарри Соннеборна, одного из сотрудников компании. Суть его идеи была в следующем. Компания покупала участок земли и сдавала его в аренду единым пакетом вместе с лицензией. Таким образом, цена на участок и недвижимость росла лишь с увеличением бизнеса, что, несомненно, было выгодно и арендатору и владельцу.
10. И хотя практически все мечты Крока в США осуществились, история еще только начиналась. Настало время завоевывать мир. Поначалу все пошло не так уж и гладко. Первые рестораны Макдональдс на Карибах, в Нидерландах и в Канаде пытались приспособить к национальной кухне. И они потерпели неудачу. Но как показывает история компании, если очень захотеть, то решение обязательно найдется. Так, когда, наконец, попробовали неукоснительно соблюдать все принципы работы и меню в США, добавив лишь 1-2 блюда с корректировкой на национальную кухню, успех не заставил себя долго ждать. И сегодня компания имеет почти 12000 ресторанов в 56 странах мира. А по итогам 2010 года Макдональдс занимает 2-е место по количеству ресторанов во всём мире после ресторанной сети Subway.
10 фактов из истории успеха Макдональдса
Поставить на карту всю жизнь и преуспеть
1. Основатели всемирно известной сети два брата – Ричард и Морис (Дик и Мак) Макдоналды, приехали в Калифорнию во время Великой депрессии для поиска работы. Накопив немного денег, они купили небольшой кинотеатр, но дело оказалось неприбыльным. И тогда братья решили открыть придорожный ресторанчик «Драйв-ин» в небольшом рабочем городе Сан-Бернардино. Такие ресторанчики с яркими неоновыми подсветками, где работали «кархопс» – дорожные официантки в коротеньких юбках, приносившие заказ прямо в машину, были бешено популярны. «Макдональдс бразерс бюргер бар драйв-ин» оказался достаточно прибыльным. Но довольно скоро братьям надоело постоянно искать новых официанток, поваров, закупать новые тарелки, которые покупатели – тинэйджеры постоянно разбивали. Да и сами тинэйджеры им порядком надоели. И тогда-то Дик и Мак решились на крутую по тем временам перемену.
2. Макдональды закрыли свой придорожный ресторанчик и через 3 месяца, в 1948 г. открылись вновь, но теперь все уже было по-новому. Они перешли на самообслуживание, отказавшись от меню из 25 блюд в пользу ограниченного меню всего из 9 наименований: гамбургер, чизбургер, три вида прохладительных напитков, молоко, кофе, картофельные чипсы и пирожки, к которым вскоре после возобновления работы ресторана прибавились картофель-фри и молочные коктейли. Они переделали кухню, теперь все оборудование было выполнено из нержавеющей стали и рассчитано на массовое производство. Увеличилась и скорость обслуживания: теперь один работник жарил котлету, а другой «собирал» гамбургер. Кроме того, они резко снизили и без того конкурентоспособную цену на гамбургеры с 30 до 15 центов.
3. Для работы братья наняли юношей, полагая, что девушки привлекут ненавистных подростков, а это отвратит всех прочих клиентов. Расчет был верен. Вскоре очереди заметно повзрослели, а в газетах написали: «Наконец-то рабочие семьи могут накормить своих детишек в ресторане». Непрофессионал Ричард сам придумал дизайн кафе. Чтобы его было видно издалека, он установил на крыше две золотые арки, подсвеченные неоном.
4. К началу 50-х годов небольшая фабрика по производству гамбургеров приносила ежегодный доход в 350 000 долларов. Объем продаж по сравнению с предыдущим рестораном Макдональдов возрос почти вдвое. В часы пик обычным делом было увидеть толпу из 150 посетителей около крохотной стойки, где продавались гамбургеры. Конкуренты разевали рты. А вскоре по всей стране появились заведения с надписями «Наш ресторан такой же, как «Макдональдс»!»
5. После опубликования статьи о ресторане в журнале American Restaurant Magazine в 1952 году Дик и Мак стали получать по 300 запросов в месяц со всех уголков страны. Тогда-то они и начали продавать лицензии на открытие аналогичных ресторанов. Всего за тысячу долларов лицензиаты получали название «Макдоналдс», принципиальное описание системы скоростного обслуживания, могли в течение одной-двух недель пользоваться услугами Арта Бендера, первого работника братьев, который помогал лицензиатам начать работу. Кстати, братья сами чертили конструкции кухни мелом на теннисном корте. Так, изучая движение работников в процессе приготовления пищи, они могли наиболее эффективно расставлять оборудование. И таким образом увеличивать скорость обслуживания.
6. Тогда-то и произошла судьбоносная встреча братьев с Реймондом Кроком. Но она отнюдь не была случайной. Дик и Мак заказали 8 миксеров по взбиванию молочных коктейлей фирме, где коммивояжером работал Крок. Опытный торговец очень заинтересовался, кому же понадобилось делать 40 коктейлей одновременно (один миксер делает 5 порций). Рей решил лично познакомиться с необычным клиентом и посмотреть на его работу. За тридцать лет работы Крок повидал многое и потому сразу оценил перспективность идеи. Вскоре он стал агентом Макдональдов. Братья не любили путешествовать и их вполне устраивали доходы. А Крок привык ездить, и ему хотелось размаха. Тут и начался новый этап развития ресторанов быстрого питания.
7. В 1955 году Крок основал новую франчайзинговую компанию под названием «Макдоналдс Систем, Инк.» Но она только лишь продавала лицензии, что предприимчивого человека абсолютно не устраивало. Через пять лет он взял кредит и выкупил у Макдональдов право на торговый знак. Крок был одержим идеей развития сети ресторанов по унифицированной схеме. И для достижения заветной цели Реймонд поставил на карту все: вложил все свои сбережения, все свое время и энергию, а также пожертвовал личной жизнью. Он расторгнул брак, длившийся 39 лет, и всецело посвятил себя бизнесу.
8. Так, если братья Макдональдсы делали ставку на семью, то Крок пошел дальше и научился продавать товар детям. В то время в Америке было не так уж много чистых и удобных мест для семейного отдыха. А ведь каждый ребенок мог привести с собой не только двоих родителей, но и бабушку с дедушкой... Цветные уголки с горками, шариковыми бассейнами, клоуном Рональдом, игрушками, которые вместе с гамбургером и колой входят в набор «Хэппи милз» и едой, завернутой в яркую упаковку, приворожили детей. Крок любил повторять, что он работает не в «пищепроме», а в шоу-бизнесе.
9. Но бешеный успех компании – это, конечно же, не только заслуга самого Реймонда, но и его команды (как теперь принято говорить). Один из самых ярких примеров – это инициатива Гарри Соннеборна, одного из сотрудников компании. Суть его идеи была в следующем. Компания покупала участок земли и сдавала его в аренду единым пакетом вместе с лицензией. Таким образом, цена на участок и недвижимость росла лишь с увеличением бизнеса, что, несомненно, было выгодно и арендатору и владельцу.
10. И хотя практически все мечты Крока в США осуществились, история еще только начиналась. Настало время завоевывать мир. Поначалу все пошло не так уж и гладко. Первые рестораны Макдональдс на Карибах, в Нидерландах и в Канаде пытались приспособить к национальной кухне. И они потерпели неудачу. Но как показывает история компании, если очень захотеть, то решение обязательно найдется. Так, когда, наконец, попробовали неукоснительно соблюдать все принципы работы и меню в США, добавив лишь 1-2 блюда с корректировкой на национальную кухню, успех не заставил себя долго ждать. И сегодня компания имеет почти 12000 ресторанов в 56 странах мира. А по итогам 2010 года Макдональдс занимает 2-е место по количеству ресторанов во всём мире после ресторанной сети Subway.
Journal information