Великий город Рим, на протяжении тысячелетия правивший Средиземноморьем, враги брали всего два раза. Первый — в 410 году остготы под командованием Алариха. Эту дату считают отправной точкой упадка Римской Империи. Второй раз — в 455 году. Это разграбление города осуществлялось с огромной жестокостью. Немецкие племена вандалов грабили город несколько недель, конфискуя всю утварь, золото, драгоценности из храмов, статуи. В тех пожарах Рим практически полностью был сожжен до тла, а миллионы ценнейших манускриптов, памятников культуры погибли. Все что вандалы не могли забрать с собой на корабли, все они жгли. Так и возникло слово «вандализм», с тех пор обозначающее бессмысленное и жестокое произведение предметов искусства.
Разграбление Рима вошло в историческую память народа, как страшный шок. Христианские авторы даже сравнивали вандалов с наказанием Бога за прошлые грехи Империи перед подданными и миром.
Вандалы в те времена обосновались на территории бывшей римской Северной Африки. В годы правления короля Гейзериха (428-477), они создали мощнейшее государство. Вполне вероятно, получись бы у них тогда отстоять свою власть, Африка сейчас имела бы собственную страну с европейской культурой. Но под жарким солнцем суровые германцы быстро пристрастились к самым пагубным грехам и привычкам Рима — винопитию, разврату и чрезмерной роскоши. Поэтому после смерти Гейзериха, когда немцы потеряли еще талантливого лидера, их территории вскоре были с легкостью захвачены Византией. Но и сами греки долго не смогли удержать Африку — ибо на Востоке появился уже новый свирепый враг: арабы.
Король вандалов Гейзерих. Он выпускал свою монету и стремился сделать государством главным наследником политического могущества Рима.
В Средние века часто по ошибке вандалов отождествляли... со славянами! В хрониках IX века немецкие историки вполне серьезно называют поляков «потомками вандалов». А в XVI веке, когда Россия выходит на мировую арену после освобождения от татарского ига, в Европе и вовсе выводят концепцию происхождения русских, как потомков варягов, а те, в свою очередь, считались наследниками тех самых суровых вандалов! Даже у Татищева, который в XVIII веке написал историю Государства Российского, бытует заблуждение, что вандалы — это славяне, хотя он пишет, прежде всего, о них, как о предках поляков.
Захватив Северную Африку, Сардинию и Корсику, вандалы постоянно совершали набеги на Рим.
Вся эта путанница связана с тем, что, действительно, после ухода вандалов с их изначальных земель обитания, на их место пришли славяне — венды. Схожесть названия двух племен и породила недоразумение. Но венды в регионе появились лишь уже в V-VI веке, когда в Германию вторглись войска Атиллы — а с ним шли и покоренные племена славян, в качестве союзников. Возможно еще, что венды частично смешались с местными народами — оставшимися как раз после перенаселения. А так как немцы не разбирались особо в окружающем мире и истории, определяя соседние народы не по языку и культуре, а по занимаемой ими территории, так и возникла ошибка, будто венды — это вандалы и есть. К тому же вандалы при Гейзерихе долгое время наводили ужас на все остальные германские племена. А в IX-X веке такой же угрозой являлись чехи и поляки.
Journal information