Французские рыцари против англичан
Средневековые понятия о чести сильно отличались от современных в сторону романизма. Идеалом рыцарской битвы считалось выйти малыми силами, с отвагой броситься на неприятеля, действовать безрассудно и храбро.
Французские рыцари XIV-XV века
26 марта 1361 года в разгар эпохи Столетней войны между Францией и Англией состоялась самая маленькая битва в истории. В ней сражалось всего... тридцать человек на каждой стороне! Причиной к схватке стали грабительские действия капитана замка Плоэрмель, Ричарда Пебро, против французов. Оскорбленные представители французского рыцарства предложили устроить честный поединок, дабы расквитаться с обидчиками. Англичане это предложение приняли. С каждой стороны участвовало около 8 рыцарей и остальные — наемники и оруженосцы. Поле битвы, несмотря на успехи англичан, все же осталось за французами, которые отомстили за провокации.
Рыцари тех времен еще жили идеями крестовых походов, сказаний. Каждый из них стремился попасть в баллады и стать признанным в обществе, что не всегда соответствовало прагматичным целям.
Официально битва тридцати не имела политических последствий. Но резонанс был огромный. В сознании современников долгое время тот бой отпечатался в качестве удачной демонстрации рыцарской доблести. Позднее «бой тридцати», как стали называть летописцы, использовался и в народных сказаниях, и в литературе — у Конан Дойля схватка описывается в романе «Сэр Найджел Доринг».
Но сравнивать ту битву с подвигами храбрости, вроде «300 спартанцев», нельзя. Все-таки это другое. Современники скорее скептично и негативно смотрели на подобную историю, считая ее баловством и игрой, наподобие турнира. Но то, что у рыцарей-участников хватило храбрости ее провернуть — конечно, это добавляло им популярности.Вероятно, кстати, именно в тот момент и родилась история о «непобедимом французском рыцарстве», существовавшая в годы Столетней войны.
Французское рыцарство правило полями битв до 1415 года
Французы долгое время считались «белой костью» европейского рыцарства и лучшими воинами, идеалом конного бойца. Пока в 1415 году в битве при Азенкуре английский король Генрих V с армией всего 6000 человек, состоящей, преимущественно, из лучников-простолюдинов, не разгроил 36 000 армию французов, уничтожив большую часть вражеских рыцарей. Красивый образ «французских аристократов» был моментально уничтожен — всего за одну битву. И ведь на стороне Генриха воевали простолюдины-крестьяне, а по тем временам проиграть лорду земледельцам, пусть даже не крепостным, а полусвободным, считалось страшным позором. В позднюю эпоху, французы, хотя и отличались значительной аристократичностью, уже предпочитали более действенные виды тактики: в частности, использовали артиллерию и имели перевес в других военных технологиях, а не только в благородстве.
Journal information