У каждого века своя охота на ведьм. Религиовед Константин Михайлов рассказывает, как их сжигали в Средние века и почему самосуд происходит до сих пор
Что стало причиной столь распространившейся в Средние века охоты на ведьм?
Это, собственно, самый сложный и самый интересный из всех вопросов, связанных с охотой на ведьм. И ответов на него может быть много. Массовая охота на ведьм — феномен, прежде всего, позднего Средневековья и раннего Нового времени. Так что уместно будет вспомнить кризис религиозного сознания: вспомним произошедшую в тот же период Реформацию. Безусловно, огромное значение сыграло объективное положение людей в те времена: с начала 1300 годов в Европе начинается сильное похолодание. Во время пятилетнего неурожая 1315-1320 года на севере Европы, по некоторым данным, умирает около четверти населения. В 1346 году на Европу обрушивается чума, уносящая жизни едва ли не каждого третьего. Лето становится холодней, град — чаще. Вспомним, что именно в «насылании» града часто обвиняли ведьм. В общем, это период, когда на людей обрушились совершенно необъяснимые, а зачастую и незаметные для них, как в случае медленных изменений климата, катаклизмы. В такой ситуации человеку свойственно искать «виноватых». На эту роль отлично подошли ведьмы.
В ведьмовских процессах огромную роль играла человеческая психология: страх, массовая паника. Зачастую насилие превращалось в систему, порождая другое насилие. Запущенный однажды механизм охоты на ведьм не останавливался, пока не уничтожал всех, кто попадался на пути. Если искать аналоги в истории последнего столетия — стоит вспомнить Большой террор сталинских времен или охоту на евреев в Третьем рейхе.
Кто был основным ее инициатором? Церковь? Или были серьезные «лоббисты» со стороны европейских правителей?
На мой взгляд, на оба этих предложения стоит ответить отрицательно. Безусловно, и церковь, и светские власти подчас получали определенный доход — идеологический или экономический — от охоты на ведьм. Но если не брать особые случае – как, например, охоту на ведьм в Испании и ее владениях при Филиппе II – то, как правило, инициатива исходила снизу. Охотой на ведьм занимались простые крестьяне и ремесленники, рядовые священники, городские муниципальные власти, судьи, мелкие феодалы – одним словом, обычные люди. Множество ведьм было осуждено в результате доносов собственных соседей, иногда движимых религиозными, а иногда — бытовыми целями. Как и в случае любой массовой паники, искать конкретных виновных в этой ситуации не стоит, потому что действительно невинными были, по большому счету, лишь жертвы.
В том и ужас охоты на ведьм, что на мест,е как обвиняемого, так и обвинителя мог оказаться практически любой человек. Анализируя историю, мы привыкли рассматривать ее с позиции жертв. Практика, однако, показывает, что многие из нас стали бы не жертвами, а палачами — и не из-за нашего скрытого коварства, а из-за бесчеловечных условий, влияющих на нас.
Охота на ведьм может считаться проявлением различий в отношении к человеку в православии и католицизме? Можно ли говорить в этом ключе о православии, как о более милосердной и доброй к человеку религии?
Я не стал бы сравнивать эти течения христианства по критерию милосердия. Милосердие — не то, что можно измерить и сравнить. Не нужно забывать, что массовая охота на ведьм была распространена не только в католических, но и в протестантских регионах. В православном регионе Европы, в том числе у нас в стране, ведьм казнили реже, но это тоже не раз случалось. Кроме того именно в тот период, когда в католической Европе особенно остра была охота на ведьм, на Руси казнили еретиков-стригольников и жидовствующих, а позже — жестоко преследовали и не редко сжигали староверов. И охота за староверами зачастую была немногим менее жестока, чем охота на ведьм. Милосердными, как мне кажется, могут быть не конфессии и религии, а конкретные люди. Религиозные же ценности могут трактоваться очень по разному в зависимости от времени, региона и ситуации.
Были ли у «ведьм» особые критерии, по которым они выявлялись? Правда, что рыжих всех считали бесноватыми?
Настоящих, объективных критериев, конечно, не было. Существовали расхожие поверья, предполагавшие, что ведьму можно «вычислить». Так, например, предполагалось, что на теле любой ведьмы есть метка дьявола: место, которое не кровоточит и не испытывает боли, если воткнуть в него иглу. Или, например, считалось, что ведьмы очень легкие, поэтому весят меньше Библии (тогда Библии были, конечно, гораздо тяжелей сегодняшних) или не тонут в воде. Но все это, как вы понимаете, из области фольклора. На практике в ведьмовстве мог быть обвинен любой человек, сколько-то выделявшийся из общего ряда, сколько-то необычный. А подчас и вполне обыкновенный. Один из исследователей охоты на ведьм приводит такой список сожженных в немецком городе Вюрцбурге: «канцлер с женой и дочерьми, член городского совета, самый толстый горожанин Вюрцбурга, два пажа, самая красивая девица Вюрцбурга, студент, говоривший на многих языках и бывший отличным музыкантом, директор госпиталя (очень ученый человек), два сына, дочь и жена городского советника, три церковных регента, 14 духовных лиц, один доктор теологии, одна толстая дворянка, одна слепая девушка, девочка 9 лет, ее младшая сестра, их мать» и так далее. Список, как вы можете заметить, совершенно бессмысленный.
Тут нет логики в нашем понимании. Сначала хватали кого-то одного, потом под пыткой он оговаривал всех своих знакомых. Их хватали, тоже пытали, они оговаривали еще кого-то. И так продолжалось до тех пор, пока паника и страхи в городе не прекращались. Единственное, что действительно можно выделить, как критерий — это необычность. Редкая внешность, странные привычки. В этом смысле рыжие в тех регионах, где рыжих в принципе жило мало, конечно были в опасности.
В Новой и новейшей истории есть схожие примеры «охоты на ведьм»? В российской истории?
Да, конечно. Собственно, очень значительная часть массовой охоты на ведьм и произошла в Новое время. Напомню, что, как правило, Новое время отсчитывается от эпохи Великих географических открытий. Они пришлись на разгар охоты на ведьм, но и после них охота продолжалась, то затухая, то вновь разгораясь, около двух столетий — до конца 1600-х годов. После этого суды над ведьмами возникают реже, хотя иногда тоже случаются.
Новейшая история обычно отсчитывается от событий Первой мировой войны. После нее ведьмовские процессы в европейских странах, конечно, практически не случались, хотя народные самосуды бывали. Почти каждый год всплывают скандалы с применением силы во время так называемых «экзорцизмов», когда малограмотные люди пытаются «изгнать бесов» из психически больных людей или просто тех, кто ведет себя необычно. К сожалению, подчас в этом участвуют даже священнослужители — как в католической, так и в православной церкви. В сущности, это та же охота на ведьм, та же борьба с одержимостью. До костров, к счастью, дело не доходит.
В российской истории случае охоты на ведьм тоже, к сожалению, бывали. Были и законы против них. Но в поздний период, в XIX веке, это конечно были в основном народные самосуды: ведьм и знахарок нередко преследовали.
А был какой-то особенный ритуал охоты на ведьм?
Смотря, что мы понимаем под ритуалом. Безусловно, суд над ведьмами очень часто был ритуализирован. Но суд вообще ритуален по своей сути: строгая форма, особая одежда судей, особые традиции. Мы не можем обратиться к судье «эй, ты», мы должны сказать «ваша честь» и встать, когда суд идет. К тому же мы говорим о временах, когда в норме была религиозность, гораздо более ритуализированная, чем в наши дни. Ведьм к эшафоту часто сопровождали священники, принимавшие у них исповеди. Часто присутствовали священники и на судах, и даже при пытках. Нередко над ведьмами совершались обряды экзорцизма. Все это, конечно, имело ритуальный характер. Однако говорить о каком-то особенно и едином для всех регионов Западной и Центральной Европы ритуале охоты на ведьм я бы все-таки не стал. Тем более что по большой части этой охотой действительно занимались совершенно светские люди.
Всех сжигали на кострах? Или были особо изощренные способы умерщвления?
Сожжение на костре не было единственным способом казни, но, по всей видимости, было наиболее распространено. Тем не менее, практиковались и другие способы. Достаточно вспомнить печально известное «Салемское дело» (на картине выше): процесс, состоявшийся в конце 1600-х годов в Америке. 19 человек повесили по обвинению в колдовстве. Так что конкретный способ казни тоже зависел скорее от периода и региона. В конце Средних веков, и начале Нового времени сожжение было просто распространенной формой казни в процессах, связанных с религией. Достаточно вспомнить сожжение католиками Джордано Бруно, протестантами - Мигеля Сервета или православными – протопопа Аввакума.
Journal information