Английский поэт Джордж Байрон — символ романтизма XIX века, кумир Пушкина и главный литератор Европы. Но он не был бы так известен, если бы писал только стихи — поступки определяли человека.
В 20-е годы XIX века в Османской Империи начинается освободительная война греков. Враждебность христианского населения к мусульманам достигла апогея. В Одессе была сформирована революционная ячейка «Филики Этерия», призывавшая к открытому мятежу против султана.
Несмотря на весь ажиотаж греков, поддержки международного общества в начале не последовало. Западные страны не хотели ссориться с Османской Империей. Россия — вечный партнер православных, была связана обязательствами Священного Союза, поэтому первое время относилась к идеологии греческих революционеров даже враждебно. Но международное сообщество встало на сторону греков повсюду — в России, во Франции, Англии.
Именно Байрон горячо поддержал греческую революцию. На собственные деньги он приобрел судно и нанял 500 человек экипажа. Этот корабль участвовал в военных действиях. Конечно у греков было устаревшее оружие и слабая техническая экипировка, но идеологически жест поэта значил очень многое.
Вскоре рвение интеллектуалов освободить Грецию совпало с желаниями европейских политиков еще больше ослабить Османскую Империю. В 1827 году в Лондоне была принята резолюция о независимости Афин. После войны 1828-1829 года, которую вела Россия вместе с союзниками, Греция получила долгожданную свободу — хотя и не полностью. Освобождение остальных территорий затянулось аж до начала XX века. Позже греки мечтали вернуть у турков еще и Малую Азию, но им это так и не удалось — турки практически вырезали местное население, исламизировав исторический край.
Байрон
За неоценимую поддержку Байрон до сих пор почитаем в Греции как национальный герой. Но интерес западного общества дорого обернулся грекам. Демократия вскоре была ликвидирована, а на престол страны взошел баварский принц Оттон. Конечно, Александра I, императора России можно обвинить в том, что Петербург вовремя не оказал поддержку Греции, чем сильно разочаровал местные элиты. Но Англия, Франция, Пруссия и Австрия также не очень честно воспользовались случаем — сведя на нет национальные достижения греческой революции, просто поменяв для православных исламского султана на монарха-католика. В итоге это и послужило причиной восстания 1843 года, главным достижением которого было включение в Конституцию положения: «наследовать Оттону может лишь православный».
Journal information