В Семилетней войне Россия продемонстрировала высший уровень военного мастерства, победив самую сильную армию Европы с минимальными потерями! 8 октября 1760 года, почти за двести лет до Великой Отечественной, русские войска триумфально вошли в Берлин.
Участие нашей страны в той войне (1756-1763) вспоминают не часто. Исход ее оказался весьма неожиданным: императрица Елизавета Петровна умерла в разгар военных действий, а ее наследник Петр III стремительно подписал с побежденной Пруссией мир «без всяких обязательств», вернув ей все завоевания. Иначе, как политическим казусом ту ситуацию назвать нельзя. Но с чего же все начиналось?
Фридрих II
Атака Старого Фрица
В середине 1850-х годов на европейском небосклоне всходила звезда харизматичного прусского короля Фридриха II, который остался в германской истории под добродушным прозвищем Старого Фрица. Располагая небольшой, но хорошо укомплектованной и вымуштрованной армией, Фридрих отнял у Австрии Силезию и завоевал большой авторитет среди князей раздробленной Германии. Остальные европейские державы справедливо опасались роста прусского властелина. Укрепление Фридриха не было выгодно и России: по причинам большого интереса пруссаков к Прибалтике и Польше — зонам нашего влияния. Так сформировалась антипрусская коалиция в составе Франции, Австрии, России и Швеции. Пруссию поддержала лишь Англия, обеспечившая Фридриху сильную экономическую поддержку: благодаря ей он увеличил войско на 50 000 человек — в сумме у него получилось около 250 000. Союзники могли выставить около 410 000 человек, то есть расклад сил изначально складывался неравным.
Но немецкий король, без шуток гениальный полководец, моментально спутал все карты противников. Сначала он перешел границы Саксонии и моментально разбил ее силы. Затем нанес поражение превосходящему воинству Австрии. А французская армия, считавшаяся самой боеспособной в Европе, была вообще разгромлена почти сразу. Триумф маленькой страны поверг весь континент в шок. Теперь обуздать лучшего военачальника эпохи могла лишь Россия.
Молодой Петр Румянцев одержал в Семилетней войне свои первые победы
Гроза с Востока
Летом 1757 года в конфликт вступила русская армия. Под командованием графа Апраксина (человека в принципе нерешительного) армия Елизаветы нанесла поражение пруссакам под Гросс-Егерсдорфом. И уже в 1758 году немецкие войска были выброшены из Восточной Пруссии — между прочим, родового владения Фридриха II. Успешно продвигаясь вперед, 9 октября 1760 года русские взяли Берлин, причем — без единого выстрела, поскольку комендант города и все немецкое общество, морально уже было готово к сдаче. Знаменитые «черные гусары» Фридриха не устояли перед казацкой конницей.
Кстати, c взятием немецкой столицы связана легенда, будто генерал Тотлебен, командующий русскими войсками, увидел казака, напомнившего ему Петра III, о чем ему и сказал. Казак тот был никто иной, как Емельян Пугачев, позже выдавший себя за русского государя. По воспоминаниям современников-немцев, прусские магистранты страшно боялись разграбления столицы, почему и молили немца Тотлебена отвести от них беду. Но пребывание русских в Берлине было максимально дипломатичным. Генерал-фельдмаршал Александр Прозоровский, прямой участник событий,так вспоминает события: «Газетчики, за дерзкия выходки их во время этой войны, должны были понести заслуженное ими наказание шпицрутенами, но так как весь город просил о монаршем милосердии к ним, то это наказание, именем ея императорскаго величества, было отменено, но все же они проведены были до места, где была назначена экзекуция и где все уже было приготовлено, и даже с них были сняты рубашки».
Стратегический пасьянс России поставил Пруссию на грань катастрофы. В Европе во Фридриха уже никто не верил, но тут как раз и случилось то самое «чудо»: императрица Елизавета умерла, а ее наследник — Петр III, поклонник Пруссии, спешно заключил с врагом мир без всяких территориальных требований, да еще и послал «брату» на помощь войска против австрийцев! Российское общество было шокировано поступком царя, что в принципе и привело к дворцовому перевороту в пользу Екатерины II. Пруссакам удалось стабилизировать положение и заключить мир с остальными участниками антипрусской коалиции — практически оказавшая на грани разгрома страна все же сохранила влияние. Фридрих позже даже поучаствовал в первом разделе Польши, на равных договариваясь с Австрией и Россией: его престиж оставался высоким вплоть до смерти.
Несложно посмотреть на территорию Пруссии и увидеть, как Фридрих разбил сильнейших соседей. Но России удалось обуздать гения-стратега
Главное — статистика
Какие важные выводы из тех событий можно сделать? Понятно, что война в Пруссии стала уроком для лучших генералов екатерининской эпохи — Петра Румянцева и Александра Суворова. Но куда более любопытно сравнить потери сторон. Смотрите: потери русской армии при всем ее активном вкладе составили лишь 138 000 человек, Франции — 168 000, Австрии — 400 000! Сам Фридрих потерял около 200 000. Меньше чем Россия в войне потеряла лишь маленькая Саксония, да владычица морей Англия, которая ограничилась посылкой 20 000 солдат экспедиционного батальона. Вот вам и стереотип, что Россия, кроме как «шапкозакидательской стратегией» и непомерными человеческими жертвами, выигрывать войны не может.
Journal information