denis_balin (denis_balin) wrote,
denis_balin
denis_balin

Category:

История русской рекламы от «Моссельпрома» до «Империала»

В День рекламного работника

Цилиндры и кокошники



Ранняя российская реклама активно эксплуатировала русские традиционные образы. Нередкими были и государственный герб, и девушка в кокошнике. Как и тогдашняя империя, реклама того времени была грузной и величавой.





Впрочем, не обходилось и без оригинальных решений, вроде того, что изображено на картинке выше. В то время более всего рекламировали сладости, алкоголь и табак. Никакого аскетизма: многоцветье, блеск, роскошь заката Российской Империи представали перед тогдашним покупателем в полный рост.

Маяковский и мороженое



Если реклама начала 1900-х просто показывала товар лицом, то плакаты первогопослереволюционного десятилетия были в русле тогдашнего тренда: сплошные лозунги, призывы. Товар мог быть сколь угодно плох, но его реклама, как правило, была просто безупречной. Вот, к примеру, реклама ГУМа со стихами Маяковского.



Герои тогдашней рекламы сплошь довольные, упитанные горожане. С одной стороны, плакаты со столь раблезианским размахом казались вопиющей наглостью посреди разрухи. С другой обнадеживали покупателя на то, что жить станет и лучше, и веселее.



Жить и вправду стало намного лучше. Но реклама второй половины 1930-х годов была на порядок скромнее своей предшественницы. Вместо упитанных, сытых горожан появились сексапильные киношные красотки, которые рекламировали одежду и лакомства. Потребность народа в хлебе и зрелищах тут отыгрывалась на все сто. Из рекламы ушел призыв, вообще всякий нажим на покупателя. Наркомпищепром не требовал скорее съесть мороженное, а всего лишь предлагал его: на выбор три разных вкуса.

Курево и варево



После войны советская реклама по сути своей изменилась мало: все те же товары народного потребления в ярких упаковках. Но теперь польза извлекалась из каждого квадратного сантиметра рекламной площади. Например, эта реклама бритвенных лезвий не только рассказывает, какие они хорошие, но и объясняет, как ими пользоваться.



Если сейчас рекламу сигарет всеми силами стараются запретить, то тогда к курению призывал буквально каждый третий рекламный плакат. Что интересно, в 1950-е годы на плакатах вновь появился призывной, дидактический тон. Если во времена НЭПа это было вызвано, скорее, определенной конкуренцией между различными предприятиями, то теперь это был призыв помочь экономике в целом.



Вместо роскошных шуб и мороженного появились простые блины с вареньем.



Советская реклама 1960-х годов, как и в предыдущее десятилетие, была больше похожа на зазывалу на рынке. Таковой она и осталась до конца советской власти. Во всяком случае, на бумаге.

Лайка и олень



Но если для внутреннего пользования в СССР использовалась красочная, лубочная реклама, сделанная по лекалам 1950-х годов, то в экспортной советской прессе (а была и такая) появлялись образцы европейского стиля того времени. Например, этот плакат 1962 года продвигает на заграничный рынок наши сигареты.



Англоязычный вариант той же самой рекламы и вовсе бесконечно далек от советской действительности.





Тогда же появились и первые видеоролики. Например, вот такое произведение про кукурузу, выпущенное аккурат в хрущевскую эпоху.




Или стеклянные пуговицы. Такая реклама не крутилась по телевизору. Ее, как правило, показывали перед сеансами в кинотеатрах: в этом отношении сейчас ничего не изменилось.



Советская кинореклама имела под собой две цели: показать красивую вещь, показать удобную утилитарную вещь. Решение второй задачи видно в этом ролике, рекламирующем прицеп СКИФ под инструментальную версию песни The Beatles.



Но экспортная советская реклама была в разы привлекательнее. Вот, к примеру, ролик, в котором показывается главное достоинство автомобиля ЗАЗ: его экономичность мол, даже от зажигалки поедет.



Позднесоветская телереклама не отличалась изящностью. Стандартная схема: вот товар, вот некоторые его достоинства, вот его удивительно низкая цена устраивала и покупателей, и продавцов, а заодно напоминала собой рекламные ролики из «Магазина на диване».



Венцом советской видеорекламы стал вот этот ролик вентиляторного завода: целый телеспектакль с сюжетом и героями. Строчка «Вам пора и нам пора с вентиляторным заводом заключать договора» стала немного абсурдным символом раннего этапа дикого российского капитализма.

История и юмор





Символом новой России стала реклама банка Империал, снятая режиссером Бекмамбетовым в 1998 году. До сих пор, это самые красочные и самые патриотичные рекламные ролики в российской истории, которые не выглядят пошло.



На другом полюсе забавной и несерьезной рекламы стоял Альфа-банк, снимавший в начале нулевых ролики про общий язык с клиентами, а в конце про умение говорить правду.



Tags: Видео, Интересное, История
Subscribe

promo denis_balin april 27, 2016 07:00 196
Buy for 300 tokens
Всем привет! Сегодня опубликую стандартный пост для любого туриста, который приезжает в Петербург. Посещение такого места обязательно входит в программу. Поэтому, я понимаю, сколько они делают при этом фотографий, каждый метр таких мест кем-нибудь, да заснят. Так что, вряд ли Вы увидите в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments