В 1699 году Петр I издал указ о наборе регулярного войска
Армия потребовалась Петру после подавления стрелецкого бунта в 1698 году. Воинские формирования были распущены, а Северная война была не за горами. Петр начал ее в 1700 году и вел, с перерывами, двадцать один год.
И вот рекруты – крестьяне и горожане – были обязаны служить пожизненно (точнее 25 лет). «Забрили лоб», – говорили о взятом в солдатчину.
Кстати, а почему так? Обычно крестьяне или простые городские жители носили длинные волосы и стриглись под котелок (на голову надевали кулинарный горшок и ножницами отстригали лишние волосы). Всем новобранцам, идущим в армию, брили переднюю часть головы. Таким образом они выделялись из общей массы и в случае побега легко могли быть узнаны, поэтому слова «забриты», «брить лбы» стали означать «забрать в армию».
Ребята! – говорит, – вы знаете Фому?
Ведь в нынешний набор забреют лоб ему.
И. А. Крылов. «Три мужика»
Разнарядка о числе рекрутов до каждой сельской общины доводилась властями сверху. Кого конкретно отправить в солдаты, общины решали на общем сходе, выбирая среди лиц, уже достигших 20 лет. Кандидаты в рекруты должны были быть ростом не менее двух аршин и двух вершков (155 см), здоровые и не увечные. Каждый новоиспеченный рекрут должен был иметь при себе одежду, обувь и продовольствие. Доставку мужчин к месту службы обеспечивали «отводчики»: казаки, выделенные воеводской канцелярией и солдатские команды.
Но не менее интересна, помимо бритья голов, подготовка в рекруты, исполнявшаяся в крестьянской среде.
Весь год, оставшийся до призыва, кандидата в рекруты не понуждали к работам, а с лета вообще освобождали от всех работ, чтобы он побольше погулял на беседах и летних игрищах. Ребят жалели, относились к ним, как к людям, дни жизни которых на земле уже сочтены.
Существовали и обряды, которые сегодня могут показаться смешными. Итак. Перед отправкой на медкомиссию в губернский или уездный город в семье гадали по двум свечам (потушит именную – идти в армию), по караваю хлеба с запеченным в него нательным крестом (упадет за порог – к службе), по нательному кресту, который среди иных предметов мог выбрать петух в гаданиях на святки, по бобам и картам, по крику петуха в день отъезда к призыву и т.д. В день отъезда на комиссию родители благословляли парня в доме, разыгрывали сцены, в которых юноша, якобы вернулся с комиссии, освобожденным от призыва, вшивали в одежду нитки из савана мертвеца. Утром в день медицинского освидетельствования кандидаты в рекруты мылись в бане мылом от омовения мертвеца, чтобы доктор их оценил, как больных и немощных. В доме в канун отъезда родные еще раз гадали по караваю хлеба на пороге, служить ли рекруту в ближнем городе или далеко от дома.
Правда, живым после 25 летней службы домой редко кто возвращался.
Интересная деталь: помещик, отдавая своего крепостного человека в рекруты, получал от казны деньги в качестве компенсации за потерю рабочих рук, поэтому сдача рекрутов государству была одной из важных статей дохода в помещичьем хозяйстве. Нередко целые деревни и села покупались исключительно для того, чтобы все мужское население продать из них в рекруты.
А вот дворянские дети приписывались к полкам офицерами и могли увольняться со службы, а дети купцов первой гильдии и некоторых других категорий населения вообще освобождались от призыва. Интересная информация есть в книге А. Дикого «Евреи в России и СССР»: «Рекрутская повинность, обязательная для всех «податных» сословий (мещан, ремесленников, купцов) заменялась для евреев особым денежным сбором, взимаемым с еврейских общин – «кагалов» – мест постоянного жительства.
Journal information