denis_balin (denis_balin) wrote,
denis_balin
denis_balin

Categories:

История европейского антисемитизмА

23 ноября 1492 испанский король Фердинанд национализировал имущество евреев

Почему же история западного континента, провозглашающего себя сегодня столь толерантным, имеет долгую традицию притеснения различных меньшинств, и, в частности — евреев?

Первый антисемит



Если почитать популярную литературу, можно обнаружить своеобразную личность — египетского жреца Манефона, служившего Птолемею I, наследнику Александра Македонского. У него была своеобразная точка зрения на причины исхода евреев из Египта:



«Евреи, будучи изгнанными за преступления, смешались с гиксосами, кочевниками, а позже — вернулись и разграбили Египет, оскверняя храмы»

Примеси кровей, презрение к религии — звучит почти как нацистская пропаганда. Но вряд ли Манефон был антисемитом по духу. Точно также, как Мнасей Петрский, уверявший, что евреи поклоняются ослиной голове из золота. Или греческий писатель Апион, который первым пустил слух, что «евреи пьют кровь греков», откуда и пошла молва про «кровь христианских младенцев». Для античного мира, особенно — греков, принижать другие нации и культуры было вообще характерно. Те же греческие авторы, например, религию персов называли «идолопоклонничеством простолюдинов», недвусмысленно намекая на то, что подобным Богам может поклоняться лишь матерое азиатское быдло. Или утверждения в духе, что на Севере живут люди с собачьими головами. Даже греческое слово «варвар», означавшее любого чужестранца, не-грека, возникло от глумления над непонятным произношением чужого языка: «бар-бар». Так что вряд ли греки воспринимали евреев уж как-то особенно.



Император Адриан. Во II веке он изгнал всех евреев с востока Рима, угрожая их восстаниями

По аналогичному принципу не стоит зачислять в ряд «первых антисемитских акций» изгнание римлянами евреев из Иудеи в I-II веке, после чего евреи и расселились по свету. Римляне руководствовались простым принципом: кто платит плохо налоги — плохой подданный. Историк Соломон Лурье считает, что, в случае античной ненависти к евреям, главной причиной явилось: «обнаружение у еврейского народа определенных черт, постоянно ему соприсущих». Видимо идет отсылка на трактаты: «евреи двуличны, ибо на службе государства работают больше не на интересы должности, а на интересы своей общины». Но вот другая цитата: «они пренебрегают физическим трудом, они не хотят браться за черную работу, презирают ремесла и честный дух, любят легкие заработки, обчищают Рим и вообще пора бы их всех выселить». Высказывание про евреев? Да нет. Это римский поэт Ювенал рассуждает о греках.

Христианский навет



Антисемитизм, наверное, все же появился тогда, когда появилось само понятие «еврей». А для греков и римлян этноса «евреи» не было. Он попадал в категорию «варвары», либо же их обозначали — жители Иудеи, как — жители Сирии или Вифинии. Начало антисемитизма связано с появлением христианства. Оно казалось римлянам еще одной чокнутой еврейской сектой, если говорить современным языком — чуть более любопытной, чем все остальные, но от этого — не менее опасной для общественного порядка.

Поэтому первые христианские авторы стремились всячески отделиться от иудейской традиции. Например, одно из любопытных обвинений той эпохи — евреям ставили «в вину» защиту Иерусалима. Когда 66-70 году римляне осадили Иудею, евреи остались там, посчитав беженцев предателями. Христиане же видели в событии исполнение пророчества Христа: в духе — падет старый град, а новый уже будет всемирным.... Для христианских космополитов иудейские верования выглядели «примитивным фанатизмом», а для евреев христианство казалось просто внебрачным ребенком иудаизма, которого они не ждали, да и смысла для себя особого не видели.

В эпоху Константина Великого (IV век), когда Рим принял христианство уже официально, жителям стали объяснять,что евреи — неполноценны, они не приняли Христа, да и вообще «смешны в своих предрассудках». Но никаких ограничений для евреев это не повлекло: просто евреи презирали христиан, христиане — презирали евреев. Как греки — персов, а персы — греков. Ничего не изменилось. Ситуация круто изменилась лишь в Средневековье.

Появившаяся концепция государственного управления упраздняла старые принципы. Отныне роли были расписаны четко. Монарх — наместник Бога на земле, Папа — владетель Церкви, народ — христианский, верующий и покорный, ждет божественных чудес и верит во Второе Пришествие, Страшный Суд. Католическая церковь стремится обратить всех подданных в единую веру. Неудивительно, что Первый Крестовый поход в 1096 году прошелся не только по мусульманам, но и по евреям. По пути в Палестину, рыцари разграбили и уничтожили крупные иудейские общины Востока, комфортно существовавшие при византийском и арабском правлении. А в XII веке в Англии произошел первый погром, связанный с народными суевериями.



Эдуард I, король, который изгнал из Англии всех иудеев

Истории первых гонений комичны, но в них можно как раз усмотреть обращение к античным источникам, к совершенно вульгаризированной подаче мыслей античных философов. В 1286 году в городе Обервезель в Германии в реке обнаружили тело 11-летнего юноши, источавшее «лучезарный свет» и «неестественное сияние». Главное — тело каким-то образом доплыло по Рейну аж до города Бахарах, что не могло не вызвать среди люде разговоры о чуде и вмешательстве высшей силы. Народ, изнывая от страха и нетерпения, побежал к городской ратуше, где местные власти объяснили происходящее: «явлением чуда». Чего же хотел Бог, показывая тело мертвого мальчика? Понятное дело, если обратиться к классическим авторам — смерти евреев! Скучающий люд похватал колья, вилы, и побежал гонять по окрестностям всех встречных иудеев. В городе и области начались страшные погромы. Тогда еврейская община обратилась к императору Рудольфу I с просьбой вмешаться. Рудольф, проведя свой личный суд, постановил: «чудо объяснялось случайным присутствием», то есть — стечением обстоятельств, а репрессии евреев были преждевременны и незаконны. Озадаченные пейзаны побрели домой, по пути рассказывая всем соседям о случившемся «факте божественного схождения». Кто-то из услышавших не понял суть и тоже схватил колья, побежав выискивать по окрестностям иудеев. В общей сложности, погром продолжался несколько лет.

В Тироле среди местного населения пошел слух, будто какие-то торговцы продали евреям мальчика, а те — в глухом темном лесу ночью пустили его кровь. Город загудел, провели суд, сожгли несколько евреев «для профилактики». Любопытно другое — те «добрые христиане», кто якобы продал мальчика, были оправданы! Считалось, что их участью было «узреть страх Божьего явления».



Во Франции XIX века король заболел шизофренией. Страшная психическая болезнь считалась тогда наказанием за грехи. Придворные, посовещавшись, решили, что «Бог наказывает всю Францию». Но за что? Народ бросился в храмы. Сначала из страны изгнали всех евреев. Выгнав их, французы еще раз провели молебен. Королю стало лучше, но вскоре — опять хуже, и он умер. Народу объяснили: «Бог забрал короля к себе, его душа — в чистилище». Но чтобы король попал в Рай, что требовалось? Правильно.... погромы продолжились.

Типичной историей для того времени стало введение законов, запрещающих евреям проживание в определенных местах или же полное изгнание всей общины из страны. Примерно как при нацизме был термин «юденфрей», что означало — «очищенную от евреев» область. Но такие законы были приняты в Англии, Франции, Венгрии уже в XIII-XIV веке, а в Испании — в XV. Во время эпидемии чумы ходили слухи о заговоре евреев и сарацинов, дабы тем самым «изничтожить христианский люд».

Реформация и просвещение

Но крещение иудея вовсе не означало, что его примет христианская корпорация в свои объятия. И крещеных евреев подвергали гонениям, а иногда — даже еще жестче. В годы Реформации ситуация не улучшилась. Самое известное выражение того времени принадлежит Мартину Лютеру, основоположнику протестанства: «И нет врага у тебя более лютого и свирепого, чем еврей, отчаянно стремящийся быть евреем наперекор всем. Крещеный еврей — это волк в овечьей шкуре, обдирающий стадо Божье, пока Пастырь дремлет. Они — дети демонов и слуги сатаны, их нужно изгонять и преследовать». Да куда уж там!



Мартин Лютер, немецкий антисемит

И именно Лютер пустил слух, будто евреи коррумпируют элиты государства за манипулирование интересами толпы. Гневно описывая «упадок и разложение» католиков, Лютер как раз затрагивал случаи, когда несчастные иудеи платили императору деньги, лишь бы от них отстали сумасшедшие фанатики. Лютер же трактовал это так: «император, покровитель верующих, продавал индульгенции за деньги, развратившись в алчности и заблуждениях».



Французский просветитель Вольтер, антисемит

Просветители Франции вроде Вольтера и Дидро тоже были далеко не толерантны. Вводя вместо религиозного начала кодексы разума и нравственности, они не давали евреям права на реабилитацию. Вольтер писал так: «евреи должны отказаться от своих глупых суеверий и нелепых предрассудков, наконец-то влиться в общество, не порочить себя!». Но тут же замечал: «вряд ли еврей может влиться в общество, ведь его природные качества не позволят ему быть честным на пути изменения. Он притворится». Дидро и вовсе делал вывод, что если христианство — это новая религия после прихода пророка, разбившего иудейские представления о мире, то иудаизм — это Сатанизм, ибо все «евреи», кто хотел быть «нормальными», пошли за Христом, растворившись в мире — речь идет об Петре, Павле и других учениках. Среди авторов того времени часто возникала мысль, что иудаизм — происходит от того, что Иуда предал Христа, а значит — оставшиеся евреи пошли за Иудой, стали «иудеи».

Национальная эпоха

Именно национальное начало вводит для иудеев уже не моральные, а формальные рамки и правовые ограничения. Наполеон I, подаривший миру первую реальную конституцию и кодекс прав человека, также принял закон, ограничивавший евреев во Франции. В этом была своеобразная логика: изолируя евреев, власти надеялись сократить их численность, как-то обособить, что воспринималось гуманным и безболезненным способом решения. Неслучайно, что французские радикалы видели позже в иудейском населении «абсолютное зло для Франции», воплощение всего либерального зла, распущенности, от чего и возникло громкое дело Дрейфуса 1894 года, связывавшееся с общим падением морали и разложением. На скамье подсудимых оказался офицер, которого обвиняли в предательстве Франции в угоду германских интересов. В обвинение аргументировало свою позицию тем, что он — не привязанный к нации моральным и священным долгом, мог пойти на преступление.



Социалисты и либералы казались радикалам главной выдумкой еврейства

Расовый антисемитизм, который придумали немцы, был изобретен вовсе не Гитлером. Концепция превосходства немцев над евреями появилась в народном характере еще в XIX веке. В 1880 году журналист Вильгельм Марр написал статью: «о победе германизма над еврейством». Его суть сводилась к тому, что Германия — главный производитель интеллектуальных ценностей Европы, колыбель музыкантов, философов и литераторов, стремилась к объединению, вопреки общественному мнению. Это мнение представляли как раз те, кому было «наплевать на Германию», то есть — перекрестившиеся евреи, пытавшиеся «испортить народ». Но «народ» не принял евреев и объединил страну, поэтому Марр призывал «внимательнее немцев смотреть в собственные ряды и не допускать унижения крови». Рихард Вагнер, композитор, говорил, что «евреи не внесли в культуру Европы ничего хорошего, а немцы — создали все современное искусство». Немец провозглашался эталоном смелости, пробивным элементом эпохи, еврей — образцом приспособленца, мелочности, трусости.



Английская карикатура о ростовщиках, дающих займы правительству

Нельзя кстати сказать, что Гитлеру был присущ какой-то уникальный антисемитизм. То же слово «Холокост» было взято из античных источников, где обозначало «очищение огнем». В расовой теории он цитировал Марра, в культурной — Вагнера. В вопросе ассимиляции придерживался взглядов Вольтера, с акцентом на радикализм. И конечно, заявив однажды на собрании НСДАП: «наше движение — абсолютно христианское», он обращался к Лютеру и его фразам.

Сегодня Гитлер стал «собирательным злом», но не сказать ли откровенно, что европейцы сами придумали всю идеологию за него и поддержали? Ведь в то же время, Франция и Великобритания, в которых евреи начинали уже бороться за свои права, смотрели на иудейские общины с большим недоверием. Во время немецких чисток 30-х годов власти этих государств очень неохотно принимали к себе беженцев. Их конечно пускали — но с очень жесткими условиями, вроде бюрократических проволочек или по имущественному или интеллектуальному принципу. А националистические партии в других странах возникали не потому, что их «финансировал геббельсовский ГосДеп» или велась активная пропаганда, а просто антисемитизм в пике его роста стал отправной точкой для объединения европейского континента — и одновременно закатом средневековой философии, предусматривающей абсолютную покорность авторитету и разделение людей по общественным ролям.



Плакат Латвии времен Второй Мировой. Испуганные латыши, а ниже подпись: «евреи, убирайтесь!»

Однако, после того, как общество достигло пика индустриализации, вопрос о формальных границах был снят. Отныне собственностью каждого человека стало его личное персональное пространство — что позволило замкнуться каждому в себе. Так и евреи, не вписавшиеся ни в один глобальный проект Европы, получили права на свободное проживание. Успокоившийся раз и навсегда континент позволил каждому иметь свой угол.









Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo denis_balin апрель 27, 2016 07:00 196
Buy for 300 tokens
Всем привет! Сегодня опубликую стандартный пост для любого туриста, который приезжает в Петербург. Посещение такого места обязательно входит в программу. Поэтому, я понимаю, сколько они делают при этом фотографий, каждый метр таких мест кем-нибудь, да заснят. Так что, вряд ли Вы увидите в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment