denis_balin (denis_balin) wrote,
denis_balin
denis_balin

Categories:

Крестовые походы: первая сексуальная революция в Европе

В январе 1120 года в истории Западной Европы был принят один из первых законов, регламентирующих сексуальные отношения в официальной форме. Принимали его участники церковного собора в Наблусе. Что же натворили такого рыцари?

Российских историков тема сексуальных взаимоотношений обычно волнует мало. А для английских и американских — это огромный пласт исследования диалога культур. В таком контексте контакты христианской и мусульманской общины на Востоке предстают совершенно в ином свете.





Арабский плейбой

В текстах придворного хрониста Саладина, Муххамеда ибн Хамеда Исфахани, встречается следующее описание: «В числе пленников насчитывалось более 8000 женщин и детей. Мы разделили их друг между другом, отвечая улыбками на мусульманских лицах в ответ на их жалобы. Сколько же хорошо охраняемых женщин было осквернено, сколькими королевами начали править, девочек брачного возраста отдали замуж, благородные женщины отдавались, и скупые вынуждены были с нами поделиться. Женщины, кто демонстрировал скромность, и гордые женщины — они сделались безумны. Дорогие женщины применялись для тяжелой работы, интереснейшие вещи мы проделывали для эксперимента, а девственницы были обесчещены, и гордые женщины лишены были непорочности. Неприручаемые были приручены, а счастливых мы заставили рыдать от любви».


Саладин

Исфахани, как может показаться, описывает не унижения пленниц, а рассказывает о опыте необычного любовного приключения, которое стало возможно после знакомства мусульманских женщин и крестоносцев.

На практике, сдаться в плен победителям у крестоносцев было не столь уж зазорно для девушек. Об этом спокойно рассуждает историк первого похода Альберт Ахенский: «Франкские женщины быстро реагируют. У них тонкие черты, невинные лица. Они словно спешат предложить себя туркам. Вдруг те сжалятся, увидев, какую красоту пробудили своим вторжением?».

Для европейского мужчины страшнее была не мысль, что жена ему изменяет или занимается сексом с мусульманином — другой вопрос. Настоящим «адом» на земле ему представлялся гарем. Но опять же — потому что местные мужчины «совершенно не сдержаны в ласках» и могут вступать в половые отношения с несколькими женами сразу! В нашем сознании закрепилась мысль, будто Западная Европа всегда опережала в плане раскованности традиционные государства Востока, но выходит вовсе не так. Арабы в вопросах сексуальности тогда значительно обгоняли христиан. Коран почти никак не вмешивался в секс, регламентируя лишь брачные отношения, вопросы публичной морали. Что же происходило в ложе шейха отдельно — его личное дело.

Не стоит, впрочем, забывать, что Исфахани являлся членом свиты Саладина, то есть показывал нравы «высшего двора». У обычных феодалов или воинов все могло быть иначе. В любом случае, христианство было куда более аскетично. Как писал католический святой Альберт Великий, существовало всего пять допустимых поз для секса. Нормальной считалась лишь классическая поза «женщина снизу», худшей — «женщина сзади», так как в ней занимались сексом в природе лишь животные. А за позу «женщина сверху», если муж принуждал к ней супругу, женщина могла спокойно обратиться в суд и объявить его еретиком. Почему? Церковь объясняла просто. Мужчина от природы — хозяин. Если женщина оказывалась сверху, она менялась с ним ролью и уже «становилась мужчиной» сама. Проще говоря, желавший подобный опыт мужчина был, вероятно, латентный гей, а судили его по всей строгости, как за соддомию.



Что же такое могли творить женщины по возвращению из арабского плена? Хронист Вильгельм Тирский приводит историю жены одного из вождей крестоносцев, который участвовал во взятии Дамаска. «Сначала муж принял ее как ни в чем не бывало. Но в постели она вела себя неподобающе благородной даме. Позор был раскрыт и он изгнал супругу!». Вряд ли мужа смутил сам факт об измене. Но когда женщина начала предлагать ему современные ласки, непонятные грубому крестоносцу, он, видимо, решил, что в нее проникли бесы! А потом сообразил — она была в гареме.

У арабов существовало очень много проблем с поиском сексуальных партнеров. Если сам секс не ограничивали, перед женитьбой предстояло пройти миллион обрядов и необходимых процедур. К тому времени, если говорить прямо, мужчина мог уже остыть страстью, да и тяжело ее применять, зная, что рядом есть ее родственники, братья, род. Европейки же строили из себя целомудренных, но впитывали инновации и могли быть раскрепощены.

Европейские прелюбодеяния

Куда менее романтичны истории описания знакомства рыцарей-крестоносцев с мусульманскими женщинами. Брак в христианской среде с арабской девушкой мог произойти если женщина приняла западную веру, но — она должна была полностью с ней согласиться, пойти на это шаг сознательно. Арабские поэты и литераторы писали об огромном количестве мусульманок, которых изнасиловали «франки». «Франками» в ту эпоху называли всех европейских рыцарей на Ближнем Востоке, а не только французов.



Европейские хроники тоже предпочитали не особо описывать любовные линии христиан и мусульманок, по понятным причинам — кому же хотелось видеть воином религии в образе посетителей борделя? Но современные исследования в Ливане показывают необычные вещи — у местного населения наблюдается большое количество хромосом, характерных для европейского типа. Даже внешне жители региона сильно отличаются от других арабов Востока. Это как раз территория, где находился центр Иерусалимского королевства. Стало быть, число браков было гораздо выше, чем принято считать в истории? Или больше число рожденных детей?

Как поступали с детьми в браке представители той или другой стороны? Арабское отношение к рожденным от христиан было гуманнее, разумеется — если их не рожала замужняя женщина. И то, ее теоретически могли простить. Даже западные источники рассказывают о многих арабских детях от европеек, которые становились военачальниками или правителями областей, наследуя владения отцов. Ходили слухи даже про «европейскую мать» Саладина. В христианских хрониках можно встретить мысль, будто арабы стремились «вырастить нацию воинов». Но скорее всего — просто было модно искать у любого выдающегося мусульманского полководца влияние «христианской крови».



В европейской традиции дети от арабок тоже могли претендовать на титулы отца — при условии, что брак был совершен легально. Но обычно дети от случайных связей попадали в определение «бастардов». Их помещали в низшую касту рыцарского сословия. Им давали некоторое пособие, оружие и они могли быть воинами, мелкими командирами, землевладельцами. Европейская мораль считала связи с арабами предосудительными, но хороший рыцарь не мог отказаться от ребенка — плода своего зачатия, поскольку как бы нес здесь ответственность.

Арабские женщины даже пытались утопиться, когда попадали в плен. В других случаях, угрожали убить детей. Но в европейской литературе все равно сохранилось предание о доблестном рыцаре, пытающемся завоевать сердце неприступной восточной красавицы, мусульманской принцессы.

Легенда о гомосексуализме

В числе постановлений Наблуса был принят интерес акт — полный запрет на соддомию. Бытует мнение, будто арабы практиковали гомосексуализм и научили ему крестоносцу. Следовательно — закон был превентивный. Так ли это?

Согласно одной из популярных трактовок Корана, мужчине запрещено иметь секс с мужчиной. Но в категорию попадают лишь взрослые члены общины, а к ней не относятся юноши и мальчики. Это напоминало старые греческие обычаи, когда половой акт между взрослым мужчиной и юношей считался нормальным и трактовался как «обмен опыта». Исследователь Адам Мец считает, что в исламе нет и не было четкой концепции трактовки гомосексуализма. А нет трактовки — значит и суда нет. В Коране есть следующая строка: «Кто хранит тайну любви в себе, обретет благословение Аллаха и станет шахидом». Можно понимать ее как стимул для разрешения платонических чувств, а можно — как лазейку, позволяющую двум людям сохранить между собой сексуальные отношения в тайне.



Гарем, как обитель всех пороков

В соборе города Херефорда в Англии даже есть картина с изображением бесполого мусульманского аристократа — владельца гарема. Но, скорее всего, попытки обвинить ислам в гомосексуализме стали просто европейской попыток представить арабов в качестве распущенного народа, врага цивилизации.

Первое дошедшее до нас свидетельство — письмо византийского императора главе крестоносцев, Роберту Фландрском. Монарх рассказывает об ужасах оккупации турками греческих земель Малой Азии: «На своем пути они насилуют и оскверняют всех: благородных, бедных, воинов, слуг, ученых, юношей и даже — священников!».

Византийцы имели очень большие проблемы с турками, которые вторглись в их владения, и просили крестоносцев вмешаться. У крестоносцев и православных официально существовал союз, но вожди походов не всегда были довольны Константинополем. Например, обещав крестоносцам владения в Малой Азии, император Мануил принудил Никею к сдаче при помощи войск европейцев, но сам взял ее себе, в качестве византийской территорией. Византийцы могли просто просить помощи крестоносцев.

Хронист Гвибет Ножанский писал: «Когда арабы не видят женщину, они не прочь предаться страсти и с мужчиной». Есть несколько других упоминаний в хрониках, более поздних. Но все они в достаточной степени абстрактны и не касаются деталей.

Воспринимали ли арабы захваченных пленных «мужчинами»? Вопрос тонкий. Но в исламских понятиях был еще термин «евнух», под которым понимался человек из обслуги, окружения, не имеющий никаких прав, как полноценный араб-мусульманин. Но с евнухами в половую связь вступать также запрещалась и наказание было очень строгим. К тому же у арабов существовал полный запрет на анальный секс — как в браке, так и с человеком своего пола.



Арабские гомосексуалисты глазами христианской европы. Собор в Херефорде.

По Европе ходили слухи о мусульманских гаремах, им приписывали совершенно невероятные особенности. Сплетни шли среди малообразованных людей, которые могли верить, что в Иерусалиме реки текут из меда или что у арабов — две головы вместо одной. К тому же христиане не до конца знали о смысле шариатских судов. Они думали, что на Востоке обвиняемый может свободно доказывать точку зрения, как на Западе, спорить, но шариатские суды представляли собой большую формальность и опирались на незыблемые установки Корана. А в Коране было сказано: «преступление гомосексуализма — это как преступление человека семьдесят раз совершившего грех с матерью, а его преступление — как преступление человека, семьдесят раз осквернившего девственницу».

Куда большие сомнения вызывала мораль крестоносцев. Участники похода, оторванные от родных земель, в условиях теплого климата постепенно разлагались. Неслучайно, что политические и религиозные вожди мероприятия пытались упредить войско от дальнейшей деградации.

Католический закон предусматривал кастрацию за половой акт без согласия с сарацинкой, а за соддомию могла ждать смертная казнь или вселенский позор, отлучение от церкви. Столь «гуманно», не убивая человека, «Воинство Божье» стремилось защитить чистоту своей идеи.











Tags: История, Секс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo denis_balin april 27, 2016 07:00 196
Buy for 300 tokens
Всем привет! Сегодня опубликую стандартный пост для любого туриста, который приезжает в Петербург. Посещение такого места обязательно входит в программу. Поэтому, я понимаю, сколько они делают при этом фотографий, каждый метр таких мест кем-нибудь, да заснят. Так что, вряд ли Вы увидите в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments