Мне кажется, для того чтобы по-настоящему делать что-то в мире искусства нельзя мыслить как все, быть частью стада, еще одним обывателем. Любой художник должен быть извращенцем, в хорошем смысле этого слова. Хотя, среди обычных обывателей извращенец каждый второй: у одних это лечится, другие становятся маньяками-педофилами, а третьи настоящими художниками, каждый день кормящими пипл своим больным сознанием. Сегодня немаловажная дата в мире искусства, 85 лет назад родился один из самых популярных художников XX века — Энди Уорхол. Отношение к этому автору у всех разное, но отрицать, что он оказал сильнейшее влияние на все современное искусство нельзя.
6 августа 1928 года родился Андрей Вархола, он же властитель дум Энди Уорхол. Не он первый из ничего создал произведение искусства, не он последний придумал, как его продать. В чем же его заслуга?
"Как можно ЭТО назвать искусством? Сплошное надувательство!", - негодуют наши "условные бабушки", глядя на изображения знаменитой банки супа Campbell's или на портрет Мэрилин Монро в десятках вариантах. – Хороший маркетолог ваш Уорхол, а вовсе не художник! То ли дело Тициан – какие линии, какой масштаб, пойдем-ка, милая, в ГМИИ…".
Томатный суп "Кемпбелл" Энди Уорхола, 1968
"Что делает Уорхола столь выдающимся художником, - писал критик Питер Филип, - так это переворачивание общепринятой ситуации. Исключительная особенность творящего художника полагается в том, что он делает что-то из ничего. Уорхол производит обратное: все исчезает в его руках. Он делает ничто из чего-то. Он обращает вино в воду, потом стакан воды становится пустым стаканом и, наконец, исчезает вовсе. Зритель остается с пустыми руками".
Сам Энди Уорхол вовсе не отрицал, что торгует "ничем", даже его банки супа – это бесплотные этикетки, другое дело, что именно пустота в конечном итоге и была смыслом его творчества.
Энди Уорхол, Coca-Cola, 1962
Энди Уорхол себя ощущал несуществующим: "Один критик назвал меня "Само ничто", и это совсем не укрепило меня в ощущении собственного существования. Потом я понял, что само по себе существование ничего не значит, и почувствовал себя лучше. Однако меня все еще преследует мысль о том, что я посмотрю в зеркало и никого не увижу, только пустоту".
Именно поэтому никто, кроме матери, видел его настоящего – без его седого парика. Известно, что уже будучи знаменитым светским персонажем, художник посылал на вечеринки своих двойников. Таким образом, никто не мог гарнтировать, что видел Энди Уорхола, а сам художник оказывался везде – и нигде.
Энди Уорхол "Красный Ленин"
Пустоту Уорхол искал и в людях, так, например, он отзывался о своей музе Эди Седжвик: "В ней была поразительная пустота и ранимость, которые делали ее отражением интимных фантазий любого. Тэкси могла быть всем, чем захотите, – девочкой, женщиной, умной, глупой, богатой, бедной – всем, чем угодно. Она была чудесным, прекрасным чистым листом".
Цветная литография 1946 года под названием «Я навсегда полюбил твои поцелуи», изображение губ Мэрилин Монро
"Что замечательно в нашей стране, так это то, что Америка положила начало традиции, по которой самые богатые потребители покупают в принципе то же самое, что и бедные. Ты смотришь телевизор и видишь кока-колу, и ты знаешь, что Президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу и только подумай – ты тоже можешь пить кока-колу. Кока-кола есть кока-кола, и ни за какие деньги ты не купишь кока-колы лучше, чем та, что пьет бродяга на углу. Все кока-колы одинаковы, и все они хороши. Лиз Тейлор это знает, Президент это знает, и ты это знаешь".
Говорить о влиянии Уорхола на культуру можно бесконечно: это и эксперименты в кинематографе - многочасовые фильмы после его Empire, в моде – образ Уорхола недавно примерял Андрей Пежич. Знал ли сам Энди Уорхол, что будет востребован и через десятки лет? Наверное, знал – неспроста же после его смерти нашли тысячи часов нерасшифрованных аудиозаписей, километры пленки и прочие вещи, которые остались в "капсулах времени".
Свой принцип жизни известный сладкоежка Энди Уорхол сформулировал в привычных категориях: "Я на самом деле живу для будущего, например, когда я открываю коробку конфет, мне не терпится попробовать последнюю. Я даже не чувствую вкуса других конфет, я только хочу доесть все, выбросить коробку и больше не думать об этом".
Так кто же он по Вашему мнению: художник или маркетолог? Не является ли он, яркой эллюстрацией времени, некой попсой, которую ежедневно хавает пипл? символом деградации человечества, которое воспринимает консервную банку художественным произведением? Или так могут заявлять люди ничего не понимающие в искусстве, кто же такой Энди Уорхол?
Journal information