
На совещании у Путина на днях обсуждался вопрос о том, что б немного распотрошить Фонд национального благосостояния. В рамках закона, не более 40%. Поддержали идею все присутствовавшие. Благо, не было Кудрина, который наверняка оказался бы против, не любил экс-министр финансов тратить денежки.
Причина того, что президент поднял вопрос об использовании средств из ФНБ вполне очевидна.
Мировая экономика пребывает довольно долгое время в состоянии неустойчивости, и надолго ли такое положение дел сохранится, неизвестно. При таком раскладе держать средства в ценных бумагах и на валютных счетах опасно. Соответственно, деньги надо вкладывать в страну, тем более, что назрел уже ряд проектов, которые требуют обширных инвестиций, а взять их неоткуда. Федеральный бюджет на это не рассчитан, да и у бизнеса, как у отечественного, так и у иностранного таких денег нет (хотя 9 млрд иностранного капитала в Фонд прямых инвестиций все же удалось привлечь), не говоря о том, что яиц им на подобные инвестиции не хватит. Надеяться приходится только на государство, и вот оно таки дозрело до того, что б разбить свинью-копилку.
Среди проектов, в которые Путин предложил вкладываться, модернизация Транссиба, БАМа, строительство ЦКАД и др. Насколько я помню, некоторое время назад всерьез обсуждалось строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань, однако про это не говорилось на совещании. В принципе, понятно почему. На этот вопрос свет пролил Шувалов:
— Знаете,— признался Игорь Шувалов,— эта дорога стоила сначала 800 млрд руб., а теперь 1,03 трлн руб. Это не очень хорошо. Чем, какой цифрой это закончится, кто-нибудь знает?
Вице-премьер не считает магистраль точкой роста экономики. Собственно, развитию страны этот проект не поспособствует, хотя и улучшит немного транспортную инфраструктуру. В любом случае, это не приоритетная задача. Если уж говорить о транспорте, то куда выгоднее было бы софинансировать из ФНБ на развитие московского авиаузла. Речь идет о создании четвертого аэропорта, потому что нынешние три с пассажиропотоком справляются с трудом. И вот только не надо возмущаться, что Москва опять все средства съест. На МАУ реально можно заработать, а времена бессмысленных, хоть и великих романтических строек, ушли вместе с мечтой о социализме. Сочи себя явно не оправдали. Ну, либо оправдают через дцать лет.
В любом случае, список реципиентов ещё не утвержден, а на деньги ФНБ претендуют такие проекты как: разработка Элегестского угольного месторождения, "Ангарско-Енисейский кластер", несколько проектов "Россетей" (на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге и по жилищному строительству) и даже два проекта по зарубежным АЭС "Росатома" в Турции и Финляндии и многие другие. Так что, выбрать есть из чего.
Пока ясны два момента. Первый, средства из ФНБ точно будут инвестировать в страну и точно в объеме не превышающем 40%. Второй, претенденты на софинансирование из фонда будут проходить очень жесткий кастинг, так что есть шанс, что денежки пойдут на действительно благое дело. Случай в современной экономической истории России уникальный.
Journal information