Россия, возрадуйтесь, в десятке стран по открытости. Мне кажется, что не всё так прекрасно, но об этом потом. Первые лица нашей страны (и особенно Медведев) постоянно говорят о важности «максимальной открытости органов власти». Думаю, все интересующиеся политикой и экономикой россияне слышали про такой проект как «Большое правительство». Благодаря этому проекту у нас рождаются всяческие документы, стандарты, концепции, как например «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти». Сразу же все министерства как один сделали разделы на сайтах с примерно таким содержанием: мы за открытость обеими руками.
Но, как оказалось, некоторые занимаются голимым очковтирательством. Да и сами органы исполнительной власти считают, что с открытостью всё плохо. А силовики в основной массе проигнорировали исследование, впрочем, как и вполне себе мирные агентства Роснедра и Росавиация. Органы безопасности считают, что им не нужен лишний контроль. Наверное, хотят скрыть постыдные аспекты обеспечения этой самой безопасности.
Особо отличились и в Минэнерго. Недостаток открытости этого министерства привел к тому, что коррупционные скандалы вспыхивают постоянно. Взять хотя бы скандал с заказом на 20 автомобилей с общей стоимостью 210 миллионов. Скорее всего, наши чиновники от энергетики завидуют своим коллегам из Эмиратов.
Мой друг из Минэнерго объяснил, что полной открытости у них не будет никогда, потому что сфера энергетики затрагивает интересы самого ближнего круга Путина. Не секрет, ни разу. Оно и логично, ведь мы живем в стране, где основной доход приносит именно энергетика.
Но не везде ситуация с открытостью такая плачевная. У некоторых ведомств наметился существенный прогресс. В Минобрнауки, например, которые были пилотным проектом по открытости, быстрее других осознали потребности в переменах. Еще в 2012 году министр Ливанов выступил за открытость. Уже тогда он предлагал расширить возможности общественных советов, а сейчас готовит поправки, которые позволят повысить открытость при защите диссертаций. Подведомственный министерству Рособрнадзор создает целый институт общественных наблюдателей для контроля на ЕГЭ. Более того, создан целый портал для обучения этих наблюдателей. Стоит также сказать про сотрудничество Рособрнадзора с такими общественными организациями, как студенческое движение «За честный ЕГЭ». К тому же планируются видеотрансляции с ЕГЭ. В общем, в Минобрнауки зря времени не теряют.
А вот Минздрав меня неприятно удивил. В то время, как Скворцова на каждом углу декларирует, что открытость у неё в приоритете, мне (само собой на условиях анонимности) один представитель Ассоциации российских фармацевтических производителей рассказал, что за встречу с министром им выставили счет. При этом все было довольно хитро организовано. Счет выставляли через третью организацию и через ближайших людей к Скворцовой. Таким образом, никто как бы и не при делах, всё секретно и закрыто. А ведь работа с профессиональными сообществами, с институтами гражданского общества – это один из краеугольных камней всей «открытости ведомства». Как за это деньги брать, да еще и в свой карман их класть?! Это же коррупция чистой воды!
Далеко нам до реальной открытости, страшно далеко, да и вообще, страшно.
Journal information