denis_balin (denis_balin) wrote,
denis_balin
denis_balin

«Карфаген должен быть разрушен!..»



…Недавно мне пришлось вновь посмотреть старый советский фильм, который я полюбил ещё в детстве, — «Последний дюйм». Он всем известен, но я на всякий случай напомню в двух словах его содержание: двенадцатилетний мальчик, чтобы спасти своего раненого отца-лётчика, сам садится за штурвал и ведёт самолёт над ночной пустыней… Меня вновь поразила эта картина: как проникновенно прославляются в ней самоотверженность, героизм, сыновняя любовь!.. И хотя эта лента поставлена по рассказу англо-австралийского писателя Джеймса Олдриджа, но наши кинематографисты значительно переосмыслили его текст и сделали свой фильм значительно более тёплым, человечным и по духу русским произведением.

Как же не хватает нам сегодня подобных фильмов, повестей, рассказов — таких, в которых герои были бы мужественными, а героини являли бы пример чистоты и женственности! Но сегодня идеология либерализма нацеливает молодёжь на слюнтяйство, она пытается разрушить естественную разницу между мужчиной и женщиной, превратить людей в некое усреднённое «оно», и такое превращение уже началось на Западе. Кто в России сможет противостоять этим нечеловеческим идеям?

Во-первых, конечно, Православная Церковь. Но в предыдущем выступлении я уже говорил, что в деле воспитания народа рядом с Русской Церковью обязательно должна встать русская литература.

Между тем литература за последние 20 лет пострадала так же, как и вся страна. Грабительская приватизация едва не разрушила нашу экономику, но той же приватизации подверглась и наша словесность. У Союза писателей СССР — а соответственно и РФ — были отняты и приватизированы издательства, типографии, редакции журналов и газет — все они, по существу, стали частными. Вот характерный пример: у нас есть издание, которое называется так же, как давняя, известная, любимая народом «Литературная газета». И читатели думают, что нынешняя «Литературка» есть продолжение прежней. А между тем это частное, коммерческое издание, орган небольшой писательской группировки, которая отстаивает частные интересы своих издателей. Она не отражает истинного положения вещей в нашей литературе, ибо рассказывает только о писателях, близких к этой группировке. То же можно сказать и о современной «Литературной России».

Кроме того, у нас появилось очень много коммерческих и полукоммерческих «гламурных» журналов. Их редакторы живут за счёт несчастных людей, страдающих графоманией: авторы платят издателям хорошие деньги, и те публикуют их безграмотные, антихудожественные творения. Но читателю это подаётся как литература, русская литература! Идёт злостная порча читательского вкуса. Нельзя не признать с горечью: у нас разрушена система литературного воспитания. А ведь в советское время эта система работала: были литературные объединения, проходили литературные конференции, совещания… Писателя готовили! В те годы, когда я учился в Литературном институте, туда принимали лишь людей, имеющих жизненный опыт, проработавших хотя бы два года после окончания школы. Был творческий конкурс — 163 человека на место! И среди студентов подавляющее большинство составляли мужчины — примерно три четверти от всех учащихся. Недавно я был в Москве, заглянул в аудитории Литинститута… Конкурс там сейчас раз в десять меньше, чем в прежние времена, а мужчин почти не встретишь — учатся по большей части очень молодые девушки. Как тут требовать от нашей литературы, чтобы она была мужественной?..

И как может современная молодёжь говорить о патриотизме? Сейчас фильмы про войну ставят режиссёры, сформировавшиеся в лихие 90-е, — это люди, которые по воспитанию своему не могут представить себе, чтобы человеком двигали высокие порывы, патриотизм, любовь к ближнему. Как они могут показать подвиг наших солдат? Недавно у нас в союзе выступал известный историк профессор М.И.Фролов. Он как-то раз во время выступления попытался выяснить, кто из студентов знает о Зое Космодемьянской, о молодогвардейцах, Об Александре Матросове. Оказалось, что только о Матросове один молодой человек что-то слышал, а в остальном…

Я помню своё детство: с каким восторгом мы тогда читали книги о Великой Отечественной, о войне 1812 года, какой любовью пользовались у нас книги о пионерах-героях… А что сейчас говорить об этом, если не только пионеров-героев — этих отчаянно смелых ребят, показавших чудеса доблести, — но и Зою Космодемьянскую никто не помнит? Почему не переиздаются книги о наших славных соотечественниках? Почему делается всё, чтобы народ забыл великую советскую литературу? В этом году, когда страна отмечала 70-летие Победы, меня ранило до боли вот какое обстоятельство: если старые наши песни о войне ещё можно было услышать по телевидению, по радио, то о стихах военной поры почти никто и не вспомнил! Не прозвучали в эфире стихи наших великих поэтов-фронтовиков — Симонова, Гудзенко, Сергея Орлова, выдающегося питерского поэта Михаила Дудина… Твардовского не вспомнили!

Владимир Владимирович Путин сказал, что новую российскую идеологию надо строить на основе патриотизма. Но патриотизм — это слишком общее слово, его нужно наполнить конкретным содержанием. И это призваны сделать писатели. Но каким же образом, если книга сегодня изъята из оборота? Если русские писатели сегодня выключены из процесса воспитания, а на их место пришли «другие»? Если под благостные разговоры о развитии литературы деньги выделяются тем, кто ругает и прошлую, и настоящую, и будущую Россию, тем, кто и без того имеет солидное финансирование из-за рубежа.

Мы живём в эпоху всеобщей торговли, во всемирном царстве торговцев и финансистов. Но ведь не случайно Христос изгнал торгующих из храма: видимо, торгашеский дух и дух молитвы несовместимы. А по моему глубокому убеждению, поэзия стоит на втором месте после молитвы.

Но в нашу эпоху у руля стоят банкиры, то есть, собственно, ростовщики — люди, чьё занятие определяется Библией как греховное. Эта категория людей враждебна всякому творческому труду, не только поэтическому. Это люди, которые в принципе не творят, ничего не производят. В подавляющем большинстве своём это атеисты: они не верят в то, что Бог, даже если Он есть, может быть сильнее, чем сила денег. Все они яростные антикоммунисты, потому что коммунизм признавал существование неких высших начал — братолюбия, трудолюбия, справедливости, потому что коммунизм имел свой моральный кодекс, близкий к христианским заповедям… Они, по существу, являются троцкистами, а троцкисты в СССР были первыми уничтожителями национальных ценностей, национальных кадров. Современные троцкисты тоже уничтожают русский народ, русскую интеллигенцию, но более изощрёнными методами, с помощью захвата финансовых потоков. Они руководят финансовыми потоками, но делают это в ущерб народу, в ущерб государству; и государство под властью банкиров, государство, в котором деньги превыше всего, кажется мне похожим на инвалида с ДЦП, который с большим трудом держится на ногах и совершенно не способен владеть собственным телом. Помните известную фразу древнеримского политика Катона Старшего, которой он заканчивал все свои выступления: «Карфаген должен быть разрушен!» — то есть пока не падёт Карфаген, Риму не жить. В наши дни для нас Карфаген — это власть финансовой элиты. Если этот Карфаген не рухнет, то народ будет духовно уничтожен, а вы знаете, что для русского народа духовное поражение куда опаснее военного.

Писатели — это огромная сила, но их потенциал используется сегодня в лучшем случае процента на два. Они могли бы оказывать стране великую помощь, а вместо этого они вынуждены все свои силы тратить на добывание хлеба насущного, постепенно деградируя и растрачивая Богом данный талант.

…Подходит к концу объявленный в России Год литературы. Многие из нас, литераторов, боятся: минует этот год — и государство вновь отвернётся от нас. Я хотел бы думать иначе, и я имею основания так думать: Год литературы был годом взаимного обучения, когда государство изучало возможности сотрудничества с писателями, а писатели учились находить общий язык с государством. Руководство страны начинает понимать, что от приватизированной литературы, как и от приватизированной экономики, пользы для страны мало — скорее это путь к полному разрушению государства.

Нам следует с благодарностью воспринять те усилия правительства Санкт-Петербурга, которые оно сегодня прикладывает для того, чтобы читатель нашёл своего современного писателя. Это начало большого и очень трудного дела: ведь 20 лет всё работало против нас. Но сейчас, я думаю, эпоха переменилась, и отныне время работает на нас, теперь дело за нами.

Борис ОРЛОВ, председатель СПб отделения Союза писателей России

Tags: Интересное, Литературная рубрика
Subscribe

promo denis_balin april 27, 2016 07:00 196
Buy for 300 tokens
Всем привет! Сегодня опубликую стандартный пост для любого туриста, который приезжает в Петербург. Посещение такого места обязательно входит в программу. Поэтому, я понимаю, сколько они делают при этом фотографий, каждый метр таких мест кем-нибудь, да заснят. Так что, вряд ли Вы увидите в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments