Сюжет прост: солдаты берут штурмом деревню Овсянниково, согласно приказу им нужно её удержать любой ценой. Их осталось меньше половины, и они, выжившие в жестокой атаке, ждут ответного наступления немцев. По замыслу командования, другая рота должна была взять соседнюю деревню, но их атака захлёбывается. Старший лейтенант остаётся со своими бойцами один на один против врага. Действие разворачивается на протяжении одного дня. Всего лишь небольшой эпизод Ржевской битвы, который должен рассказать всю «правду» о Великой Отечественной войне. Примечательно, что в картине нет ни одного женского персонажа. Показать суровый быт советского солдата и всей армии доверено только мужчинам.
Конечно, самого Ржева тут нет, название такое дано, чтобы привлечь больше внимания. Нам пытаются рассказать об одном из сражений на фронте Ржевского выступа. Он образовался из-за наступления армии под Москвой. Получившийся плацдарм германские войска обороняли мощными силами, он мог понадобиться для нового наступления на советскую столицу или просто для окружения нашей армии. Бои на этом направлении начались в 1941-ом, а закончились только в 1943 году.
Фильм начинается очень мощно, сцена атаки действительно впечатляет. Настолько реалистично показана кровь, разорванные тела, страх и героизм вопреки всему. Люди представлены такими, какие они есть. Очень яркие эмоции, человеческие типажи и военные реалии. Это не какой-то там боевик, а бой насмерть. Хотя сцена снята по тому же принципу, что и голливудский блокбастер: вызвать эмоции у зрителя, приковать его к происходящему на экране, сделать экшен. Бой показан без цензуры. На этом художественная убедительность заканчивается и начинается растягивание сюжета до «большого кино», напичканного набором штампов и фантазий создателей.
Чем же занимаются солдаты после штурма позиций неприятеля и взятия деревни? Окапываются? Делают укрепления позиций? Да, некоторые движения в эту сторону происходят, но вяло и неэффективно, большую часть времени они проводят в разговорах, поисках еды и ожидании. Нам пытаются показать столкновение героев-антагонистов: семнадцатилетнего парня и уголовника, особиста и православного, советского командира и воюющего белогвардейца (который против власти, но за Россию), старшего лейтенанта и равнодушного комбата. На этом и строится сюжетная линия.
Во время просмотра меня не покидало ощущение, что всё это слишком карикатурно. Да, мы с вами знаем, что часто командование списывало целые роты, отправляя их в самое пекло, солдат нормально не кормили и расстреливали из-за идеологии. По такому принципу строятся многие современные фильмы о войне: некомпетентные, равнодушные генералы и воющие до конца бойцы Красной армии. «Ржев» собрал все эти шаблоны максимально и последовательно распределил по всему сюжету.
Кого нам показывают? Трусливый политрук, его никто не уважает, не слушает толком. Особист, который добирается до расположения остатков роты и сразу принимается за поиски врагов народа. Нашлось место и воющему за Россию рядовому, ненавидящему советскую власть. Главный герой и самый позитивный персонаж: вор и уголовник, сбежавший от правоохранительных органов на войну, ограбив несколько ювелирных магазинов. Именно такой представляется создателям Великая Отечественная война.
Взять хотя бы образ политрука. Почему-то Копылову не пришло в голову, что часто именно они поднимали солдат в бой, первыми вставали под пули врага, своим личным примером вели людей в атаку, несмотря на страх. Можно привести и негативные примеры, их будет много, но нельзя смотреть на войну с одного ракурса, как это сделал режиссёр, снимавший до этого фильмы и сериалы сомнительного уровня. Именно так нужно рассказывать «правду» о войне?
Слабо верится и в то, что какая-то небольшая рота способна отвлечь немецкое командование. По сюжету бойцы должны захватить стратегически важную деревню для того, чтобы основные силы армии перешли в контрнаступление на одном из участков фронта, а неприятель в это время должен заниматься какой-то деревней, где окопалось несколько десятков советских бойцов. По мнению создателей фильма, именно столько нужно солдат для имитации целого наступления армии.
Не понятно и отступление стрелковой роты из-за готовящегося обстрела 81-мм миномётами. Ведь отдан приказ держать позиции, которые были заняты с таким трудом и потерями. Это обстрел не артиллерии и даже в лёгких укреплениях его можно пережить. Что же происходит, когда они возвращаются в расположение основных сил? Комбат ими недоволен и приказывает трём десяткам уставших и голодных солдат снова идти в наступление. Подобных нестыковок с реальностью в фильме хватает.
Но, нельзя сказать, что ты не сочувствуешь персонажам. Несмотря на избыток штампов, а часто и пафоса, ты переживаешь за них. Ты хочешь, чтобы они победили, пришла подмога, ведь комбат в бинокль рассматривает позиции роты и кажется, что основная часть батальона совсем рядом, стоит только отдать приказ. Нам понятны переживания солдат, их чувства, страх, радости и смех. Создатели фильма знают, на какие точки нужно давить, чтобы зрители прониклись чувствами. Ещё хорошо, что в картине нет знаменитых актёров, мы не заостряем внимание на ком-то одном, а можем оценить персонажей в целом. Увидеть их настоящими, без мастерской игры титанов. Между тем, стремясь показать «правду», создатели забыли, что снимают кино, где нужен и художественный подход.
Некоторые критики утверждают, что эту халтуру обязательно нужно показывать молодёжи, чтобы мы поняли всю суровость войны. Дескать, подавай нам экшена с элементами истории, только так до нас можно достучаться. Если на таких фильмах нужно воспитывать отношение молодого поколения к нашему прошлому и памяти о Великой Отечественной войне, то ничем хорошим это не закончится. Уж лучше вообще ничего не снимайте. Нельзя пускать дилетантов к такому материалу или получится то, что получилось. Планировалось, что фильм «Ржев» станет неким символом боёв на этом фронте, но как малореальная и штампованная история может на такое претендовать?
Денис Балин (Источник: https://litrossia.ru/item/shtampovannaya-istoriya)
Journal information