denis_balin (denis_balin) wrote,
denis_balin
denis_balin

8 сентября - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Жизненный путь

По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом.[1] Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Л. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом[2].
[править]
Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Уехав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.
[править]
Переезд в Москву


«Сретение Владимирской иконы». XV в.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
[править]
Чудеса

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:
21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея;
23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата;
26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана.
[править]
Местонахождение

Икона в интерьере церкви в Толмачах

Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).

В 1918 году ее изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Первоначальный размер (75 х 55 см) без нарощенных полей

Фрагмент

Фрагмент

[править]
Предание

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»
Согласно традиции считается, что икона написана апостолом Лукой.
Как гласит предание, доска, на которой она изображена, взята от того стола, который находился в жилище Иосифа и Марии в детские годы Иисуса Христа.
Существует легенда, по которой в декабре 1941 года по непосредственному приказу Сталина был совершён облёт Москвы самолётом с Владимирской иконой (аналог крестного хода вокруг стен города).[источник не указан 92 дня]
[править]
Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
[править]
Оборот

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы.

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV в. (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон [1].
[править]
Датировка и сохранность

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78x55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза:
в первой половине XIII века,
в начале XV столетия,
в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,
и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым.

Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

«К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона»[3].

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы «Богоматерь Владимирская»[2] позволяет увидеть эти записи.

Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 г. сняла поздние поновления [3], оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось



Subscribe
promo denis_balin april 27, 2016 07:00 197
Buy for 300 tokens
Всем привет! Сегодня опубликую стандартный пост для любого туриста, который приезжает в Петербург. Посещение такого места обязательно входит в программу. Поэтому, я понимаю, сколько они делают при этом фотографий, каждый метр таких мест кем-нибудь, да заснят. Так что, вряд ли Вы увидите в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments